В секретариате акыйкатчы рассказали об итогах работы института омбудсмена за 2022 год.
Личный прием
Омбудсмен Атыр Абдрахматова в 2022 году приняла 1 056 граждан (личный прием). Заместитель омбудсмена Альберт Колопов встретился с 531 гражданином.
90% людей, которые пришли на личный прием к акыйкатчы, сразу же получили ответы на интересующие их вопросы — это является основным показателем результативности действий.
Личные приемы проводились каждую неделю в центральном аппарате омбудсмена, а также во время поездок в регионы страны и закрытые учреждения.
В целом статистика заявлений свидетельствует о необходимости существования института омбудсмена, о доверии, о вере и возможности с помощью данного органа восстановить нарушенные гражданские права или получить квалифицированную консультацию.
Обращения, поступившие на имя омбудсмена за 2022 год
За 2022 год на имя омбудсмена от граждан поступило 3 690 письменных обращений. Из них 2 090 (56,6%) были получены центральным аппаратом, остальные — территориальными представительствами.
За год лично обратились в институт омбудсмена 8 273 человека. Необходимо отметить, что на данный момент разрабатывается система регистрации устного консультирования граждан по телефону и оценки его качества:
- 4 583 обратившихся в центральный офис омбудсмена и его региональные представительства проконсультировали устно;
- 1 130 человек побывали на личном приеме у омбудсмена;
- 531 гражданина приняли заместители омбудсмена.
Как показал анализ за 2022 год, заявления подавались:
- 76,6% — лично гражданами;
- 18,2% — посредством обычной почты;
- 2,3% — через WhatsApp;
- 1,9% — по электронной почте;
- 0,6% — через факсимильную связь;
- 1,1% — во время поездки омбудсмена по регионам.
Как показывают итоги рассмотрения обращений, 35,5% запросов заявителей удовлетворены (проведение мониторинга на судебных заседаниях), а количество решенных вопросов в пользу заявителей составило 7,6%. По 56,9% случаев даны пояснения, то есть людям объяснили, в какие органы следует обращаться в тех или иных случаях. По ходатайству заявителя сотрудники института омбудсмена выезжали на места, где было рассмотрено 1 019 обращений (27,6% от общего числа заявлений).
За 2022 год в общественную приемную центрального аппарата омбудсмена обратились 2 396 человек. Во всех случаях гражданам были даны консультации правового характера, в необходимых случаях были взяты заявления.
На личном приеме устанавливались правоотношения, их тип и характер, уточнялся уровень правового нарушения, определялись меры оказания помощи при восстановлении нарушенных прав граждан. Многие дела, которые были рассмотрены в деятельности общественной приемной, решались там же — посредством телефонных звонков ответственным лицам других государственных органов.
Онлайн-прием
В целях оказания содействия в защите прав граждан и делая работу института омбудсмена доступной, Атыр Абдрахматова внесла новый способ приема граждан из регионов и тех, кто числится среди уязвимых слоев общества, — онлайн-прием.
В большинстве случаев группы, входящие в уязвимые слои общества и проживающие в отдаленных регионах, не могут приехать в столицу для защиты своих прав. Чтобы люди не теряли драгоценное время и сроки защиты своих прав, пока добираются до Бишкека, и учитывая, что Интернет доступен большинству населения, институт омбудсмена начал принимать граждан в режиме онлайн. Это создает условия для реализации прав человека в любых условиях.
Онлайн-встречу института омбудсмена организовали посредством объявления через женщин-депутатов местных кенешей в соответствующих регионах. Онлайн-прием граждан впервые применяется в работе государственных органов.
29 апреля 2022 года омбудсмен провела прием граждан Чуйской области в онлайн-режиме. Онлайн-приемную посетили 29 человек из Токмока, Кара-Балты, Кемина, Шопокова и из села имени Н. Крупской Чуйской области. Помимо этого, для около 40 жителей жилмассива «Панорама» Аламудунского района была организована онлайн-встреча.
27 мая 2022 года омбудсмен приняла в онлайн-приемной жителей Джалал-Абадской области. В онлайн-конференции участвовали 43 человека:
- из Ала-Букинского района — 13;
- из Аксыйского района — 4;
- из Сузакского района — 12;
- из Базар-Коргонского района — 8;
- из Ноокенского района — 6;
- из Сулюкты Баткенского района — 4.
Содержание обращений было следующее:
- получение гражданства КР — 8;
- получение свидетельства о рождении для детей — 7;
- по взысканию алиментов — 1;
- по получению пособия — 6;
- по вопросу жилого помещения — 2;
- по земельным вопросам — 7;
- по работе сотрудников ЦОН — 3;
- по вопросам религии — 1;
- жалобы на сотрудников ОВД — 1;
- по получению медицинской помощи — 1;
- по получению статуса для сельскохозяйственных льгот — 2;
- по проблемам обманутых жилищными кооперативами — 1;
- обращение в Министерство образования и науки — 1.
По указанным обращениям была дана оперативная юридическая помощь, некоторые заявления по обращениям были взяты в производство.
Вакансии
На май 2023 года в институте омбудсмена есть свободные вакансии для лиц с инвалидностью и этнических меньшинств, согласно международным нормам по Парижским принципам. Также 10 вакансий для представительств института омбудсмена в Российской Федерации, которые планируется открыть в случае такого решения Жогорку Кенеша.
Командировки
Всего за 2022 год акыйкатчы побывала семь раз в заграничных командировках, посетила шесть стран, где представляла Кыргызстан в качестве главы национального правозащитного учреждения. Так, акыйкатчы была в командировках в России, Узбекистане, Турции, Дании, Азербайджане и Польше.
Из бюджета на эти поездки средства не тратили. За исключением оплаты билета из Ташкента в Бишкек, так как вылет был срочным и не запланированным заранее.
Внутренние командировки:
- за счет средств бюджета: Ошская область (Ош, Кара-Суу, Ноокат), Джалал-Абадская область (село Сузак), Иссык-Кульская область;
- за счет средств международных партнеров: дважды — выезд в Баткенскую область (все районы), в Ошскую область.