Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

В программе «Эмнеге?» на телеканале НТС обсудили законопроект о СМИ, который продвигает администрация президента. Оппонентами были заведующий отделом правового обеспечения и замначальника управления правового обеспечения администрации президента и кабмина Алмаз Айылчиев и медиаюрист Нурбек Сыдыков.

Из дискуссии стало понятно, что администрация президента не намерена менять нормы, которые медиасообщество считает принципиальными.

С возражениями членов рабочей группы на концепцию к законопроекту можно ознакомиться по ссылке.

Администрация президента играет в пинг-понг вместо конструктивного диалога

По словам Айылчиева, причина изменения закона в том, что он морально устарел.

«Нынешний закон о СМИ разработан в 1992 году. С тех пор многое изменилось, развился Интернет, но все это не указано в документе. Закон отстал от времени. Также была принята новая Конституция. Законопроект разработан для урегулирования отношений между веб-сайтами. Поэтому появилась необходимость разработать новый законопроект о СМИ», — сказал Айылчиев.

Медиаюрист Нурбек Сыдыков рассказал, что рабочая группа разделилась на две позиции. Одну представляет администрация президента, другую — представители медиасообщества.

«Рабочая группа должна прийти к общему мнению, но у нас так не происходит. Администрация президента сверху спускает свои поправки, представители медиа указывают на их недостатки. В ответ администрация спускает еще одни новые поправки, вместо того чтобы дорабатывать прежнюю. Это напоминает пинг-понг», — сказал Сыдыков.

Минюст превращается в монстра

Президентская администрация считает, что веб-сайты должны пройти регистрацию как СМИ. Это касается не только таких информационных ресурсов, как Kaktus.media, 24.kg и других, но и таких, как, например, Lalafo, Diesel, Namba и других ресурсов.

Медиаюрист отмечает, что это невозможно. В законопроекте нет четких определений и механизмов, он содержит абстрактные понятия и в будущем грозит различными нарушениями.

«Вы представьте, сколько веб-сайтов в КР и сколько зарубежных, но которыми пользуются в Кыргызстане. Если их все регистрировать как СМИ, то получится, что Минюст должен только этим и заниматься. К тому же нужны четкие определения, в каких случаях сайт подлежит регистрации, перерегистрации и в каких случаях он может быть закрыт. Есть одна норма, которая кочует из одного варианта в другой. Ликвидация СМИ передается в ведение Минюста, и если каким-то образом СМИ пойдет обманным путем, то Минюст должен его ликвидировать. Но, во-первых, нет четкого определения, что значит регистрация обманным путем. Второе: работает целая редакция, а Минюст в один момент лишил регистрации СМИ без решения суда. Что в этом случае будет с правами сотрудников?» — сказал юрист.

Ведущий кратко резюмировал, что с такими полномочиями Минюст превратится в монстра.

Сайты будут закрывать за нарушения. За какие — непонятно

Законопроект предлагает закрывать СМИ в случае нарушения закона или неисполнения предупреждений Минюста или прокуратуры, но проблема в том, что список нарушений не указан. По мнению юриста Нурбека Сыдыкова, это противоречит здравому смыслу.

«В законопроекте не указано, за нарушение каких статей могут закрыть СМИ. Издания должны знать, за нарушение каких статей они несут ответственность. И таких пробелов в законопроекте множество», — сказал Сыдыков.

Свобода слова может быть ограничена

Алмаз Айылчиев заявил, что их оппоненты заявляют об ограничении свободы слова, и напомнил, что в некоторых случаях эти права могут быть ограничены.

«Наши оппоненты, когда говорят о свободе слова, в пример приводят некоторые международные документы. Но в нашей Конституции есть норма. В части 3 статьи 6 написано, что общепризнанные принципы международного права и нормы, международные договоры, вступившие в силу, считаются частью системы права Кыргызстана. Например, Кыргызстан присоединился к Международному пакту о гражданских и политических правах. В статье 19 написано, что каждый гражданин имеет право на выражение своего мнения. Но в этом же документе написано, что вместе с правом гражданин несет и ответственность и могут быть определенные ограничения. Эти ограничения прописаны в законе. Речь идет о соблюдении прав других граждан, охране общественного порядка, национальной безопасности и других. То есть в таких случаях права и свободы граждан могут быть ограничены», — сказал Айылчиев.

Он привел в пример несколько других международных документов, в которых предусмотрены права человека и ограничения свобод.

«Не может быть неограниченной свободы слова. Если речь идет национальной безопасности, она может быть ограничена», — заключил представитель президентской администрации.

Отметим, за распространение недостоверной информации, а также угрожающей национальной безопасности, клеветы и прочее уже предусмотрена ответственность в действующем законодательстве страны.

Издания будут привлекать к ответственности за комментарии фейков

Чиновник считает, что информационные сайты выпали из правового поля. По его словам, в случае регистрации веб-сайтов они будут нести ответственность, в том числе за комментарии других пользователей.

«Если, например, фейки пишут комментарии и распространяют клевету, то для них не предусмотрено никакой ответственности, хотя должны быть ограничения. Нельзя найти, кто за ним стоит, кто будет отвечать. В законе о СМИ предусмотрена ответственность. Если веб-сайты пройдут регистрацию, то они будут нести такую же ответственность, как газеты и телеканалы», — считает чиновник.

В данном случае чиновник манипулирует информацией. Информационные сайты несут такую же ответственность, как телеканалы и печатные издания. Журналистов и редакции привлекают к ответственности, налагая многомиллионные штрафы. К тому же по части распространения фейковой информации был принят закон, больше известный как закон Гульшат Асылбаевой. Нормы этого закона также четко не прописаны, но по нему уже заблокировали или пытались заблокировать ведущие новостные сайты страны.

Администрация президента не откажется от идеи регистрации сайтов

Айылчиев не согласен с тем, что обсуждения идут неконструктивно. По его словам, администрация президента пошла на уступки по 80% замечаний и рекомендаций медиасообщества. Планирует согласиться и по некоторым моментам.

По информации членов рабочей группы по доработке проекта Закона «О СМИ», администрация президента приняла менее важные поправки, но оставила нормы, критически влияющие на ситуацию со свободой слова и на деятельность независимых медиа. Так, остались следующие положения закона:

  • веб-сайты, независимо от тематики, обяжут регистрироваться в Минюсте в качестве сетевого средства массовой информации. Требование касается не только сайтов, где работают журналисты;
  • остались требования по списку для регистрации, в том числе указание территории распространения, тематики, периодичности выхода, максимального объема, источников финансирования;
  • остались причины для отказа в регистрации, в числе которых «злоупотребление свободой массовой информации» без указания критериев этого явления.

«Это журналисты только так говорят, мол, эти рекомендации незначительные. Они важные на самом деле. Регистрация веб-сайтов — это одна из концепций законопроекта. К сожалению, это не будет учтено. У соседей такие нормы существуют давно. Например, в Казахстане с 2008 года веб-сайты проходят регистрацию как СМИ. В других странах так же», — сказал Айылчиев.

Медиаюрист Нурбек Сыдыков подчеркнул, что администрация президента всячески затягивала сроки. Рекомендации рабочей группы отклонялись без объяснения причин.

Ранее члены рабочей группы также выражали обеспокоенность, ведь инициаторы предлагают уже четвертый вариант документа, в котором не учтены замечания медиасообщества по принципиальным вопросам. Между тем сроки доработки документа подходят к концу.

Айылчиев не согласен.

«Наша работа еще не закончена. Будет постатейное обсуждение. У нас еще есть время до 15 мая. Даст Бог, даже если это четвертый вариант, мы принимаем все замечания и рекомендации, за исключением регистрации веб-сайтов и ответственности редакций», — заключил представитель президентской администрации.

Таким образом, с учетом праздничных выходных у рабочей группы остается немного дней для доработки законопроекта, от которого зависит свобода слова в Кыргызстане.

***

Напомним, 28 сентября администрация президента инициировала создание совершенно нового Закона «О СМИ», опубликовав его для общественного обсуждения. Целью законопроекта, по мнению авторов, является адаптация законодательства к современным реалиям.

Правовая клиника «Адилет» и ОФ «Институт Медиа Полиси» подготовили подробный анализ законопроекта, отметив, что он серьезно ухудшает ситуацию со свободой слова. Юристы считают, что его целью является ликвидация неугодных для властей сайтов. Журналисты и юристы выяснили, что законопроект практически полностью скопирован с российского закона о СМИ, а в некоторых нормах он даже более репрессивный. Принятие законопроекта может привести к ликвидации многих СМИ, а журналисты не смогут публиковать многие расследования. Под действие законопроекта могут попасть все веб-сайты, а к ответственности можно будет привлечь любых интернет-пользователей.

Данный законопроект — лишь один из инструментов, которые применяют в отношении независимых медиа. И если несколько лет назад на СМИ оказывали давление в основном посредством судов и исков на неподъемную сумму, то в последние два года методы расширились: митинги против независимых медиа, кибербуллинг, вмешательство в личную жизнь, шантаж интимными видео. Также в отношении СМИ применяют новые статьи Уголовного кодекса. Например, в январе 2022 года на Kaktus.media завели дело, обвинив в пропаганде войны. В этом же обвинили «Азаттык» в октябре того же года, и 27 апреля суд вынес решение о закрытии «Азаттыка» в Кыргызстане.

https://kaktus.media/479743