Власти Кыргызстана взяли курс на закрытость. Если с одной стороны усиливается давление на независимые медиа, то с другой стороны идет попытка ограничить доступ общественности к инструментам, благодаря которым осуществлялся публичный контроль. Вот несколько примеров.
Жогорку Кенеш рассматривает вопросы в закрытом режиме
Согласно регламенту, заседания Жогорку Кенеша являются открытыми, за исключением заседаний по вопросам государственной, военной и иной тайн, определенным законодательством. В исключительных случаях при наличии оснований Жогорку Кенеш вправе принять решение о рассмотрении вопроса повестки дня в закрытом режиме. Но в последнее время депутаты считают исключительным случаем любой вопрос и все чаще не пускают журналистов на свои заседания. Например, в закрытом режиме депутаты рассматривали кандидатуру на пост главы Госбанка развития, хотя в данном вопросе нет компонента гостайны. Таким образом, журналистов, а значит, и общественность лишают доступа к информации.
Информация о расходовании бюджетных средств засекречена
По словам Дастана Бекешева, затраты на перелеты первых лиц и финансирование строительства нового административного здания для президента теперь засекречены. Эти вопросы не только не являются частью гостайны, а наоборот, представляют общественный интерес, так как финансируются бюджетом, то есть налогоплательщиками.
Наблюдательные советы хотят ликвидировать
Минюст на общественное обсуждение вынес законопроект о ликвидации общественных наблюдательных советов при госорганах, называя его неэффективным инструментом. Минюст считает, что для надзора госоргана и содействия в выработке решений достаточно и того, что инициативы публикуются для общественного обсуждения.
Но такой инструмент, как общественное обсуждение, — тоже несовершенный механизм. Госорган публикует документ для формальности, стараясь не привлечь к нему широкого внимания общественности и принять решения кулуарно.
Госзакупки стали менее прозрачными
Садыр Жапаров считает, что государственные закупки нужно упростить. В прошлом году он подписал Закон «О государственных закупках», который позволяет компаниям с госдолей 50% и более не проводить тендеры на сайте госзакупок.
Теперь госкомпании закупают услуги и товары методом прямого заключения договора. Эксперты отмечали, что непрозрачные и закрытые закупки снизят доверие со стороны бизнеса и умножат коррупционные риски. Именно методом прямого заключения договора Управделами президента отобрало подрядчика для строительства домов в Баткенской области. Дома еще недостроены, строители жалуются, что им не выплачивают деньги, а сама компания, как оказалось, связана с руководителем Управделами Каныбеком Тумонбаевым.
Часть дела по Кемпир-Абаду засекретили
Часть кемпир-абадского дела следствие засекретило без объяснения причины. Почему принято такое решение, не объяснили даже адвокатам. Адвокаты считают такое засекречивание незаконным. Учитывая то, какой интерес к этому делу проявляло международное правозащитное сообщество, подобное действие следователей и судей похоже и на попытку скрыть правовой беспредел.
Клиника «Адилет» заявила, что данные действия следственных органов противоречат требованиям Закона КР «О защите государственных секретов Кыргызской Республики» и УПК КР.
Пытаются скрыть данные об имуществе чиновников
Периодически в парламенте звучат призывы и инициативы скрыть от общественности информацию об имуществе чиновников. Мол, это личное дело каждого. Однако депутаты забывают, что декларация — это документ не для праздного любопытства, а в первую очередь инструмент против коррупции и помогает выявить незаконное обогащение чиновников и политиков. Вот и сейчас депутаты одобрили законопроект, согласно которому будут уничтожены декларации.
По словам Надиры Нарматовой, некоторые чиновники честным трудом заработали состояние, а СМИ и блогеры клевещут на них и очерняют.
Медет Тюлегенов, политолог
Все эти решения — это продолжение одной и той же тенденции. За последние 2,5 года публичное пространство и взаимодействие с госорганами заметно сузились. Способы сузить это пространство заложены в различных законопроектах, которые сейчас парламент принимает с молниеносной скоростью.
— Сама неформальная практика единолично принимать решения начала складываться при нынешней власти. Примером является обсуждение проекта Конституции. Если помните, обсуждение проходило кулуарно, закрыто, какие-то непонятные группы обеспечивали поддержку новых властей. Тогда это было сигналом того, что впредь так и будет. Так и получилось.
Приведенные выше примеры вписываются в популистскую политику властей. Они представляют себя теми, кто и так знает, что нужно народу, и не нуждаются ни в советах собственных граждан, ни внешних акторов. Власти повышают зарплату бюджетникам, выжимая из бизнеса все соки. Для того чтобы свалить вину на кого-то, будут искать внутренних и внешних врагов. Сейчас все стрелки переводят на независимые медиа и гражданское сообщество. Но это срабатывает только на первых порах. Сейчас это срабатывает, но в долгосрочной перспективе приведет к печальным последствиям. Рано или поздно, если какой-то кредит доверия и был, то он будет исчерпан, и люди все чаще станут задаваться вопросом: что власти делают для улучшения их благосостояния?
Мы понимаем, что популизм — это краткосрочная политика, и рано или поздно лицам, принимающим решения, не удастся скрыть свои провалы.
Все эти попытки скрыть информацию, надавить на независимые институты и медиа, репрессии несогласных ни к чему хорошему не приведут. История это подтверждает.
Дастан Бекешев, депутат Жогорку Кенеша
— Общество разделено, и такие вопросы, как права и свобода граждан, заботят только журналистов и правозащитников.
Такое ощущение, что людей волнует только одно — лишь бы работал TikTok. Вопросы коррупции, расходования бюджета, соблюдения законов — за всем этим бдят только медиа и гражданские активисты. И так будет продолжаться, пока наша страна не окажется в беспросветном мраке, но тогда будет уже поздно.
Такое игнорирование приведет к тому, что люди будут платить налоги, сами не зная за что. В этом плане люди, которых не интересует прозрачность госуправления, свобода слова, сами являются пособниками властей.
Чолпон Джакупова, директор правовой клиники «Адилет»
— Общество ведут к закрытости. Как ни странно, власти были честны в своих намерениях, не вводили общество в заблуждение. Они не скрывали, что хотят сильной вертикали власти, хотят сосредоточить все полномочия в руках одного человека, хотят большей власти для себя.
Стремление к монополизации власти заложено в Конституции. В условиях сильной концентрации власти в одних руках все институты теряют свое значение. Например, парламент перестал быть парламентом. Но кто противостоит этой монополизации власти? Противостоят такие независимые институты, как гражданское сообщество, свободные медиа, поэтому и все силы направлены против них.
К сожалению, приходится констатировать, что в Кыргызстане власти борются с коррупцией не так усердно, как с журналистами и активистами.
Вообще все зависит от результата. Если в результате таких решений улучшится материальное благосостояние граждан — то хорошо. В других странах такое происходило. В Сингапуре Ли Куан Ю вел достаточно жесткую политику и этим создал экономическую модель, которая привела к процветанию страны. Но он вел и жесткую борьбу с коррупцией, в систему приходили грамотные люди. Но будет ли у нас такое — другой вопрос.
У одних не хватает мозгов, чтобы управлять, у других — чтобы выбирать. И то давление и беспредел, которые сейчас происходят, не остановятся, пока общество не повзрослеет, не научится брать на себя ответственность и делать правильный выбор.
У нас, к сожалению, есть люди, но нет граждан.