В последние годы в СМИ Кыргызстана стали появляться фотопроекты, рассказывающие через фотографии о судьбах людей, живущих в разных условиях и в разных уголках страны. Кроме того, в стране растет число людей, интересующихся фотожурналистикой. Какое значение имеет фотожурналистика в Кыргызстане?
Фоторепортажи, потерявшие актуальность после перехода газет в онлайн-формат
Фотожурналистика-это особая форма журналистики, в которой события, люди и проблемы рассказываются с помощью фотографии.
Фотожурналистика обычно делится на новости, репортажные и документальные жанры. В то время, когда газеты были популярны в Кыргызстане, фотокорреспонденты делали специальные снимки для печати. А с развитием технологий газеты перешли в онлайн, и спрос на фоторепортажи снизился, поскольку количество публикаций в интернете увеличилось. Одна из причин этого заключается в том, что у каждого человека есть смартфон, что позволяет любому иметь возможность делать фотографии на месте происшествия и оперативно распространять их в интернете.
Фотография, сделанная на смартфон во время марша в защиту свободы слова в Кыргызстане. Автор Айбек Бийбосунов, Бишкек, 25 ноября 2022 г.
Фотожурналист Даниль Усманов говорит, что в настоящее время СМИ уделяют меньше внимания качеству изображения, а больше внимания его быстрому распространению:
“Раньше для газет требовались фотографии, и на новостных порталах тоже работали фотографы. Теперь все они ликвидированы. Редакции просто покупают фотоаппарат, который каждый сотрудник может взять с собой, или пытаются делать снимки на смартфон. Здесь основное внимание уделяется оперативности, а не качеству”.
Усманов говорит, что в настоящее время видео ценится больше, чем фотография, и отмечает, что фотография потеряла свои позиции на местном уровне. Вот почему большинство местных фотожурналистов работают в зарубежных изданиях.
Фотожурналист из Кыргызстана Владимир Пирогов, снимавший фотографии для агентства Reuters, отметил, что фоторепортаж по-прежнему актуален в мире, только в некоторых местах от фоторепортера стали требовать еще и видео. Он говорит, что следует признать, что видео более информативно по сравнению с фотографией.
Фотография сделана на митинге с требованием привлечь к ответственности виновных в гибели людей, погибших в Аксыйском инциденте. Автор Владимир Пирогов, 15 ноября 2002 год. Эта фотография стала победителем Всемирного конкурса World Press Photo в номинации “Общие новости”.
Открыто место для фоторепортажей, но финансовой поддержки нет
Развитие онлайн медиа в Кыргызстане открыло путь к возрождению другого жанра фотожурналистики — фоторепортажа. Пирогов отметил, что с переходом газет на онлайн-формат возможности расширились, и стали появляться объемные фоторепортажи.
Гулиза Урустамбек кызы, занимающаяся проектами в жанре фоторепортажа, говорит, что число читателей, интересующихся фотопроектами, в последние годы увеличилось:
“Например, когда я в 2021 году в рамках фотопроекта “Надежды и тревоги народа Кыргызстана” рассказала историю сельского фельдшера, которая каждый день ходила на работу пешком, проходя расстояние в 10 км., с фотографиями женщины, идущей пешком по пыльной от автомобилей дороге. Это было очень трогательно и мы получили хорошие отзывы от читателей”.
Фельдшер, которая работала в соседнем селе, и каждый день ходила пешком 5 км от дома. Автор Гулиза Урустамбек кызы, Кочкор, сентябрь 2021 год.
Гулиза отметила, что те, кто делает фотопроекты, путешествуя по стране, также разрушают стереотипы о фотографах, сложившиеся среди населения:
“Чаще фотографом представляют человека постарше и иностранца. Например, когда говорю, что я фотограф, большинство людей хорошо воспринимают и говорят: «У нас тоже, оказывается есть те, кто старается”. Они будут в восторге, если вы покажете их фотографии или выставите их на обозрение. Есть аудитория, которая хорошо воспринимает фотографов и желающая развития фотографии”.
Но она отметила, что в Кыргызстане нет редакций, ориентированных на фотожурналистику, и фотография, в целом, не ценится, поэтому в этом жанре работают только специалисты, имеющие особенно сильный интерес.
По словам Гулизы Урустамбек кызы, в настоящее время в финансированиии фотопроектов в Кыргызстане заинтересованы только международные организации. Поэтому зарабатывать на жизнь исключительно фотожурналистикой в стране практически невозможно.
Организация «IDEA Central Asia» в последние годы оказывает поддержку фотопроектам в рамках проекта MediaJasa. Исполнительный директор организации Айзат Русланова говорит, что фотопроектам уделяется внимание по двум причинам:
«Первое-это то, что фотография дает читателю возможность самостоятельно понять и почувствовать проблему. В то время как материалы в виде видео и текста содержат полную информацию, и читатель просто принимает ее, то фотопроекты дают пространство для самостоятельного размышления над тем, что автор хотел передать этим изображением«.
По словам Руслановой, вторая причина, по которой организация поддерживает фотопроекты — это попытка добиться в Кыргызстане серьезного восприятия фотографии как самостоятельного инструмента и элемента искусства.
«У нас фотография недостаточно ценится. Обычно она предоставляется как дополнительное приложение к текстовому или видеоматериалу. Вот почему в последние годы мы пытались поддержать фотожурналистов, чтобы фотография воспринималась всерьез«, — сказала Айзат Русланова.
Фотопроект «Путь» , реализованный при поддержке организации IDEA СА. Автор фото Найзабек Мукамбетов, Чуй, декабрь 2022 года.
Помимо финансовой поддержки, в Кыргызстане нет студий, которые бы обучали журналистов профессиональной фотографии. Хотя в последние годы открываются курсы, обучающие фотографированию для различных мероприятий, студий и рекламы, однако нет обучения, ориентированного на журналистов.
С 2010 по 2014 год местный фотограф Георгий Колотов проводил обучение по документальной фотографии. Но он прекратил эту деятельность в связи с переездом в США.
По словам Данила Усманова, большинство фотожурналистов в Кыргызстане прошли обучение в Школе современной фотографии «Докдокдок» в Санкт-Петербурге, Россия. А профессиональные навыки по фотографии Гулиза Урустамбек кызы получала в Кыргызско-Турецком университете «Манас» у преподавателяиз Турции Фахри Тархана.
Фотографии и их автор не ценятся
Гулиза Урустамбек кызы считает, что еще одна причина, сдерживающая развитие фотожурналистики в Кыргызстане — несоблюдение авторских прав.
“У нас не защищаются авторские права не только на фотографии, но ни на карикатуры и видео. В частности, небольшие сайты часто просто используют изображение из интернета. Никто даже не расстраивается из-за этого. И ты как автор будто не имеешь ничего общего с фотографией, которую сделал с большим трудом. Сложно развивать жанр там, где кропотливая работа не ценится«,- говорит фотожурналист.
Она отметила, что крупные зарубежные издания имеют свой фотоархив, где каждая фотография куплена и будет опубликована только с именем автора. Она отметила, что подобная практика должна быть применена и в Кыргызстане.
Одно из немногих СМИ в Кыргызстане, имеющих свой фотоархив, это “Азаттык”. Медиаменеджер «Азаттык» Мирланбек Токталиев сообщил, что уже много лет фотографии систематически хранятся на жестких дисках, в последние годы для обеспечения качества и удобства поиска фотоматериалов на сайте была создана специальная база, где фотографии хранятся с подробной аннотацией.
Токталиев отметил, что ситуация с соблюдением авторских прав в цифровом пространстве в Кыргызстане несколько улучшилась по сравнению с тем, что было пять лет назад:
“Пять лет назад авторское право вообще не было защищено в цифровом пространстве. Сейчас ситуация хоть и медленно, но улучшается. Уважающие себя редакции начали запрашивать разрешения на использование фото, видео, аудио, и указывать автора при размещении на сайте. Но к этому должен привыкнуть каждый автор, каждая редакция, создающая контент”.
Скриншот с сайта «Азаттык». Момент задержания Азизы Абдирасуловой в ноябре 2022 года.
«Фотографии останутся в истории, даже если они не смогут остановить войну»
Фотожурналистика, в частности, играет важную роль в освещении политических волнений и пограничных конфликтов в стране, а также в документировании этих событий. С одной стороны, фотографии, сделанные во время этих событий, публикуются в зарубежных СМИ и информируют мировое сообщество, а с другой стороны, соответствующие органы используют фотографии в качестве доказательства при документировании события.
Человек, разбирающий руины своего дома после вооруженного нападения с Таджикской стороны. Автор Даниль Усманов, Баткен, село Капчыгай, сентябрь 2022 г.
Даниль Усманов говорит, что в последние годы государственные органы поняли, что фотографии важны при фиксировании пограничных конфликтов, и пытаются помочь журналистам, которые приезжают для освещения инцидента:
“В сентябре прошлого года Пограничная служба предоставила нам больше возможностей. Государственные органы начали понимать, что фотографировать и фиксировать эти инциденты важно и необходимо. Это же часть истории”.
Они нам многое показали, больше было доступа, чем до этого. Уже как-то все меняется. Госорганы начинают понимать, что это нужно, необходимо. Нужно все это документировать, фиксировать.
Усманов, однако, говорит, что местные жители боятся попасть в объектив фотоаппарата. Это связано с тем, что во время предыдущих конфликтов граждан, которые были сфотографированы или сняты на видео, вызывали на допрос и проводили расследования. С одной стороны, эвакуированные во время конфликта граждане, обеспокоены тем, что, если фотографии разлетятся по сети, то таджикские военные найдут их убежище.
Эвакуированные в спортзал школы баткенцы. Автор Гулиза Урустамбек кызы, Баткен, сентябрь 2022 год.
Даниль сообщил, что в настоящее время намерен сделать фотопроект о пограничных конфликтах в Баткене. Он считает, что такие проекты останутся важной страницей в истории, даже если они не решат проблему.
“Есть же известная фотография, сделанная во время войны во Вьетнаме, когда дети бегут босиком. Это фотография стала причиной протестов, направленных на прекращение этой войны. Но сейчас мир переполнен такими фотографиями. Это больше не вызывает у людей шока, как раньше. Потому что они уже насмотрелись много таких жестоких фотографий. Я не думаю, что нынче можно прекратить войну за счет публикации фотографий. Но хотя бы через фотоизображения можно рассказать о том, что реально происходит. Даже если они не повлияют на разрешение конфликта, но останутся в архивах, и, может быть, буду использованы в будущем в образовательных целях”.
Знаменитая фотография, которая является одним из символов войны во Вьетнаме. Автор Ник Ут, деревня Чангбанг, 8 июня 1972 года.
Тем не менее, случаи, когда одна фотография меняет жизнь одного человека, все еще происходят сегодня. В 2015 году филиппинская студентка Джойс Гилос-Торрефранка опубликовала на своей странице в Facebook фотографию 9-летнего Даниэля Кабреры, сидящего на улице и записывающего задание перед светом ресторана “Макдональдс”. Изображение широко распространилось в интернете за считанные дни, фотография была опубликована в таких медиа, как Buzzfeed, The Daily Mail, The Telegraph .
Даниэль Кабрера сидит и пишет задание благодаря освещению от соседнего ресторана. Автор Джойс Гилос-Торрефранка. Город Мандауэ, Филиппины, июнь 2015 г.
Известно, что герой фотографии, Даниэль Кабрера, живет со своей матерью-одиночкой и двумя братьями и сестрами в неосвещенном киоске, поэтому вечером он пишет домашнее задание при свете от ближайшего “Макдональдса”.
После того, как фотография стала вирусной, был открыт специальный счет, и собранные средства использованы для обучения Даниэля в колледже, покупки необходимых школьных принадлежностей и лампы. Остальные средства пошли на помощь филиппинским детям, которые жили в аналогичной, как у Даниэля ситуации.
Чынаргуль Жумабекова
https://internews.kg/glavnye-novosti/mediakritika-aktualnost-fotozhurnalistiki-v-kyrgyzstane/