Жогорку Кенеш 12 апреля рассмотрел и одобрил в первом чтении законопроект «О праве на доступ к информации».
Проект закона «О праве на доступ к информации» подготовлен в рамках инвентаризации законодательства, проводимой на основании указа президента «О проведении инвентаризации законодательства» от 8 февраля 2021 года №26 и распоряжения правительства от 10 марта 2021 года №55-р.
Проект закона разработан в соответствии с результатами оценки двух законов — «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления» и «О гарантиях и свободе доступа к информации».
«Законопроект разработан в целях обеспечения реализации и защиты права каждого на свободу информации, в том числе на доступ к информации, находящейся в ведении субъектов государственного сектора, других обладателей информации, определенных этим законом, и достижение максимальной информационной открытости, гласности, прозрачности в их деятельности, а также создание возможностей для повышения их подотчетности, борьбы с коррупцией, осуществления общественностью контроля над выполнением ими общественно-правовых обязанностей и др.», — сообщил заместитель министра юстиции Орозов.
Проектом закона предлагается изменение наименования закона, расширения его предмета регулирования, субъектов отношений, уточнение категорий, видов информации, подлежащих раскрытию либо закрытию.
Так, проектом закона:
— дополнены и расширены цели реализации права на доступ к информации, в частности такими, как укрепление свободы слова и мнения; обеспечение и защита общественного интереса; создание условий для быстрого и равного доступа каждого к информации, находящейся в ведении обладателей информации; содействие повышению подотчетности обладателей информации, борьбы с коррупцией, осуществления общественностью контроля над выполнением ими общественно-правовых обязанностей и др. (ч.2 ст.5 проекта закона);
— уточнены определение «информации», ее виды (общедоступная, официальная, открытые данные) и категории информации ограниченного доступа;
— приведены в соответствие с конституционными и международными стандартами условия ограничения доступа к информации, в частности только при соблюдении совокупности следующих условий:
а) исключительно в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц, а также для предупреждения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и беспристрастности правосудия;
б) разглашение информации может нанести существенный вред этим целям и общественным интересам; в) вред от обнародования такой информации преобладает над общественным интересом (ст.8 проекта закона).
введены новые главы:
— Глава 2. «Информация как объект отношений и порядок доступа к ней», где кроме видов и категорий информации, даны критерии ограничения права на доступ к информации и перечень информации, доступ к которой не подлежит ограничению;
— Глава 3. «Субъекты отношений в сфере доступа к информации», где расширен перечень субъектов – пользователи информации (лица, запрашивающие и(или) использующие информацию), обладатели информации (субъекты государственного и негосударственного сектора);
Другие главы действующего закона о доступе к информации сохранены, которые структурированы в соответствии с предусмотренными способами обеспечения доступа к информации, в большинство из которых внесены изменения и дополнения редакционного характера;
— улучшена в интересах заявителей процедура предоставления информации по запросу, которая теперь распространяется на всех обладателей информации, определённых данным проектам закона, сокращены сроки на ответ по письменному запросу – 10 рабочих дней (глава 4 проекта закона);
— предусмотрен альтернативный порядок обжалования отказа в предоставлении информации, а также иные действия и решения обладателя информации, нарушающие требования данного проекта закона, в частности могут быть обжалованы по выбору пользователя информации вышестоящему органу в соответствии с законом «Об основах административной деятельности и административных процедурах» или должностному лицу, омбудсмену;
— дополнен перечень официальной информации, подлежащих обнародованию субъектами государственного сектора, в частности должны быть также обнародованы проекты нормативных правовых актов вместе со всеми сопроводительными материалами, заключения специализированных экспертиз и экспертные заключения субъектов предпринимательства (при их наличии), отчеты о завершении их общественного обсуждения в порядке, предусмотренном законодательством (п.8,9 ч.1 ст.23 проекта закона).
Согласно проекту закона к обладателям информации приравниваются такие субъекты негосударственного сектора, как (п.2 ч.1 ст.11 проекта закона):
— юридические лица, занимающие господствующее положение на рынке товаров и услуг, обладающие специальным или исключительным правом либо естественной монополией, — в части предоставления доступа к информации, касающейся условий предложения товаров и услуг, цен на них и изменений в названных условиях и ценах;
— юридические лица, не имеющие государственной или муниципальной доли участия, — в части информации, касающейся использования средств, выделенных из государственного или местного бюджета для выполнения общественно-правовых обязанностей.
Также и перечень субъектов государственного расширен, в частности к ним отнесены следующие субъекты (п.1 ч.1 ст.11 проекта закона):
— созданные на постоянной или временной основе органы государственной власти, в том числе, органы государственной власти со специальным статусом, органы местного самоуправления, а также их территориальные подразделения и структурные единицы;
— государственные и муниципальные учреждения и организации, деятельность которых полностью или частично финансируется из государственного и местного бюджетов;
— государственные и муниципальные учреждения и предприятия, функционирующие на принципах оперативного управления и самофинансирования, а также иные юридические лица с государственной или муниципальной долей участия.
Также положения статей 27, 32, 40, 43 проекта закона были интегрированы из действующего закона «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления».
При этом, в частях 2 и 3 статьи 27 проекта закона предлагается установить, что Кабинет министров или по его поручению другим органом исполнительной власти финансируется обнародование официальных информационных материалов в форме справочников (сборников).
Финансирование обнародования указанных справочников предполагается осуществлять в рамках утвержденных бюджетов органов исполнительной власти. Таким же образом будут финансироваться мероприятия, указанные в статьях 38, 39, 41 проекта закона.
Проектом закона предлагается установить требования к содержанию судебного акта и порядку получения его копии.
Указанные требования также были интегированы из закона «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления».
Судебные акты, которые в установленном порядке размещаются на специальном сайте судебного органа «sot.kg». То есть, судебные акты являются информацией открытого доступа. При этом, законопроектом предлагается дополнительный способ получения информации, которая итак уже является открытой.
Относительно соотношения данного проекта закона с гражданским процессуальным, административно-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством отмечаем, что указанные нормативные правовые акты регулируют процессуальные правоотношения и не связаны с предметом регулирования представленного проекта закона, в том числе не регулируют вопросов получения информации.
В случае принятия представленного проекта закона потребуется внесение изменений в конституционные законы «Об омбудсмене», «О Национальном банке, банках и банковской деятельности», законы «Об основах административной деятельности и административных процедурах», «О коммерческой тайне», «Об информации персонального характера», «Об электронном управлении», Кодекс о правонарушениях.
Подробнее: kg.akipress.org/news:1900335/?f=cp