Министерство юстиции разработало проект нового закона о праве на доступ к информации. На заседании комитета Жогорку Кенеша по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту 14 марта законопроект представил заместитель главы ведомства Бахтияр Орозов.
Согласно документу, закон регулирует отношения, связанные с реализацией и защитой права каждого на доступ к информации. Каждый имеет право на доступ к информации, имеющейся в ведении обладателей информации.
Действие закона не распространяется:
- на отношения, связанные с предложениями, заявлениями и жалобами физических лиц и юридических лиц в государственные органы или органы местного самоуправления, за исключением жалоб, подаваемых в связи с нарушениями данного закона;
- на отношения, возникшие в связи с обращением физических и юридических лиц, порядок рассмотрения которых установлен процессуальным законодательством;
- на отношения, связанные с предоставлением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законами в сфере защиты государственных секретов, защиты персональных данных КР, а также на отношения, связанные с предоставлением информации, доступ которой ограничен.
Государство гарантирует право каждого на поиск, получение, хранение, использование и распространение информации, находящейся в ведении обладателя информации. Право на доступ к информации гарантируется:
- обязанностью обладателей информации предоставлять и обнародовать информацию;
- определением обладателями информации специальных структурных подразделений или должностных лиц, организующих в установленном порядке доступ к информации, которой он владеет;
- максимальным упрощением процедуры подачи запроса и получения информации;
- доступом к открытым заседаниям коллегиальных органов субъектов государственного сектора;
- осуществлением парламентского, общественного и государственного контроля за соблюдением права на доступ к информации;
- юридической ответственностью за нарушение законодательства о доступе к информации;
- иными мерами, направленными на эффективную реализацию права на доступ к информации.
Право на доступ к информации может быть ограничено только законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц.
Ограничение доступа устанавливается по отношению к информации:
- о государственных секретах, определенных законом о защите государственных секретов;
- персонального характера, определенного законом об информации персонального характера;
- об оперативно-розыскной, внешней разведывательной и контрразведывательной деятельности, о производстве по уголовному делу в случаях, установленных законом в сфере оперативно-розыскной деятельности, уголовно-процессуальной деятельности;
- содержащей охраняемую законом тайну (коммерческую, банковскую, нотариальную, врачебную, адвокатскую и другую);
- об индивидуальных данных, применяемых при разработке, производстве и распространении официальной статистики, определенных законодательством об официальной статистике.
Не подлежит ограничению доступа к следующей информации о (об):
- авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, которые произошли или могут произойти и угрожают здоровью и безопасности населения, и их последствиях;
- состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, миграции, образования, культуры, социальной защиты, экономики, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
- фактах совершения актов терроризма;
- состоянии экологии, пожарной безопасности, а также о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и предметов быта;
- привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам;
- фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- размерах золотовалютного резерва Национального банка КР;
- формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, содержащих государственные секреты;
- владении, пользовании или распоряжении государственным, муниципальным имуществом, в том числе к копиям соответствующих документов, условиях получения имущества, фамилии, имена, отчества физических лиц и наименования юридических лиц, получивших это имущество;
- нарушениях закона субъектами государственного сектора и их должностными лицами;
- массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящихся в архивах, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законами в сфере защиты государственных секретов КР;
- декларации о доходах, расходах и имуществе лиц, замещающих политические, специальные, высшие административные государственные должности, политические и высшие административные муниципальные должности, а также их близких родственников, за исключением лиц, замещающих административные государственные должности, деятельность которых связана с обеспечением нацбезопасности.
Запросы на информацию направляются обладателям информации в форме:
- устного непосредственного обращения или по телефону;
- письменного запроса, доставляемого непосредственной передачей, почтой, факсом (с обязательным отправлением оригинала документа), курьером или передаваемого по электронным каналам связи обладателю информации.
Ответ на запрос удовлетворяется в форме, в которой был направлен запрос, если только иная предпочтительная форма предоставления ответа прямо не предусмотрена в самом запросе, кроме случаев, когда это может нанести ущерб целостности и сохранности носителя информации.
В случае когда информация, находящаяся в ведении обладателя информации, существует на двух и более языках, то она предоставляется на том языке, на котором заявитель запрашивает информацию.
Обладатель информации предоставляет заявителю подтверждение получения запроса и номер, под которым зарегистрирован запрос в день подачи запроса в случае указания заявителем в запросе необходимости получения соответствующего подтверждения.
Ответ на письменный запрос предоставляется в срок не более 10 рабочих дней. Срок исчисляется со дня получения запроса и заканчивается в день отправки ответа (доставки в почтовое отделение, вручения лично заявителю, его курьеру или представителю, либо отправки по электронному каналу связи).
В случае если запрос перенаправляется к другому обладателю информации, отсчет срока начинается со дня получения запроса этим обладателем информации.
В случае когда подготовка ответа на запрос в течение установленного срока не представляется возможным или ответ крайне затруднен в силу поиска большого объема информации или согласования с третьими лицами, обладатель информации вправе продлить сроки для ответа на запрос до 10 рабочих дней дополнительно, при условии направления до истечения первоначального срока соответствующего письменного уведомления заявителю с указанием причин отсрочки.
- Непредставление ответа на запрос в установленные сроки или отсутствие уведомления о продлении срока на предоставление ответа считаются отказом в доступе к информации.
В предоставлении информации по запросу подлежит отказу, если:
- запрашиваемая информация относится к категории ограниченной информации;
- запрос не соответствует требованиям при условии, что лицом, ответственным за предоставление ответа, была предложена помощь заявителю в устранении таких недостатков;
- такой же запрос от того же заявителя, либо на запрос, который существенно совпадает с информацией по такому же запросу от того же заявителя находится на рассмотрении другого обладателя информации или был дан ответ в течение последних трех месяцев;
- запрашиваемая информация не находится либо не должна находится в ведении данного обладателя информации.
Отказ в предоставлении информации содержит следующие сведения:
- краткое описание запрашиваемой информации, конкретные ссылки на нормы законодательства, на основании которых отказано в доступе к информации, фамилию, инициалы и должность лица, ответственного за предоставление ответа;
- основания, сроки и порядок обжалования ответа на запрос с указанием наименования и контактных данных органов, уполномоченных рассматривать жалобы на нарушения закона.
В результате обсуждения члены комитета одобрили проект закона в первом чтении.
С полным текстом законопроекта можно ознакомиться, скачав документ ниже.