Предложения и замечания
к проекту постановления Кабинета Министров КР «О внесении изменений в постановление Правительства КР «Об утверждении Положения о порядке отнесения аудиовизуальных произведений к категории порнографических и иных запрещенных видов результатов творческой деятельности»»
от 14.10.2016 года №551
(подготовлено Общественным фондом «Институт Медиа Полиси»)
27 февраля 2023 года на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов КР указанный выше проект постановления Кабинета Министров КР был размещен для общественного обсуждения (http://koomtalkuu.gov.kg/ru/view-npa/2409). Инициатором данных изменений, как следует из Справки-обоснования, выступило Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики КР, поскольку в случае принятия данного постановления контроль за его исполнением будет возложен на министерство.
Положение, в которое предлагают внести изменение, было разработано еще в 2016 году в целях реализации закона КР«О государственной поддержке кинематографии Кыргызской Республики» от 02.10.2001г. (http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/919?cl=ru-ru), который определяет основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и устанавливает порядок ее государственной поддержки. В статье 1 этого закона указано, что принципы государственной политики в области кинематографии направлены на осуществление прав и свобод граждан в создании и использовании произведений киноискусства, а также создание для населения условий по доступу к произведениям кинематографии.
На сегодняшний день, по действующему положению «О порядке отнесения аудиовизуальных произведений к категории порнографических и иных запрещенных видов результатов творческой деятельности» (п.4) аудиовизуальные произведения, предлагаемые для проката на территории Кыргызской Республики, в обязательном порядке должны получать государственное прокатное удостоверение в Республиканском государственном фонде кино-видеофильмов «Кыргызфильмофонд». Данные условия сейчас распространяются только на организации кинематографии и прокатчиков фильмов. (http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/99492?cl=ru-ru).
В предлагаемом нормативном правовом акте предлагается взять под контроль все фильмы и аудиовизуальные произведения, предназначенные для «показа», включая и те, которые демонстрируются на проводимых «фестивалях, семинарах и других мероприятиях». Таким образом, по версии проекта, все эти фильмы и произведения должны пройти процедуру получения прокатного удостоверения. Только этот государственный документ позволяет совершать дальнейшие действия с зарегистрированным аудиовизуальным произведением.
Изучив пакет документов о внесении изменений в Положение «О порядке отнесения аудиовизуальных произведений к категории порнографических и иных запрещенных видов результатов творческой деятельности», Институт Медиа Полиси пришел к выводу, что предлагаемые изменения в действующее положение «О порядке отнесения аудиовизуальных произведений к категории порнографических и иных запрещенных видов результатов творческой деятельности» противоречат принципам государственной политики в области кинематографии и устанавливают чрезмерные ограничения прав и свобод граждан на использование аудиовизуальных произведений.
В связи с тем, что предлагаемые изменения:
- чрезмерно ограничивают свободу мнения, выражения и слова;
- нарушают Конституцию Кыргызской Республики;
- устанавливают безграничную цензуру на показ аудиовизуальных произведений;
- нарушают право на свободную передачу информации через аудиовизуальные произведения;
- устанавливают незаконные ограничения прав граждан на доступ к информации;
- входят в противоречия с основными международно-правовыми документами в данной сфере;
- препятствуют исполнению обязательств по международным договорам, которые Кыргызстан добровольно согласился выполнять;
- не имеют законных оснований и причин для введения обязательного требования проведения экспертной оценки на демонстрацию аудиовизуальной продукции;
- устанавливают тотальный надзор за творческой деятельностью субъектов и вмешиваются в деятельность производителей фильмов и аудиовизуальные произведения;
- наделяют дискреционными функциями неофициальный орган в лице редакционной коллегии по проверке контента фильмов и аудиовизуальных произведений в отсутствие необходимости такого произвольного цензора в демократическом обществе.
Институт Медиа Полиси, призывает Кабинет Министров Кыргызской Республики отозвать проект постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о порядке отнесения аудиовизуальных произведений к категории порнографических и иных запрещенных видов результатов творческой деятельности»» от 14.10.2016 года №551, нормы которого противоречат Конституции Кыргызской Республики и международно-правовым документы по защите прав человека.
К обозначенным выводам мы пришли на основании следующего:
Конституционные гарантии государства не допускают цензуру в Кыргызской Республике (ст.10) и запрещают принимать законы, ограничивающие свободу слова, печать и средства массовой информации (ст.63). Также в соответствии с Конституцией КР, каждый имеет право «на свободу мысли и мнения», «на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати» (ст. 32), что включает гарантию «свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом» (ст. 33). При этом «никто не может быть принужден к выражению своего мнения или отказу от него», что означает, что никто не может принудить граждан отказаться от, например, мнения, критикующего действия правительства по тому или иному вопросу (ст. 32, п. 3). В статье 23 Конституции КР указано, что «Права и свободы человека относятся к высшим ценностям Кыргызской Республики». Они «неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», «признаются в качестве абсолютных, неотчуждаемых и защищаемых законом и судом от посягательств со стороны кого бы то ни было». Кыргызская Республика уважает и обеспечивает всем лицам права и свободы человека.
Безусловно, права и свободы человека и гражданина в Кыргызской Республике не являются абсолютными и могут быть ограничены, когда они конфликтуют с другими правами человека. Ограничения допустимы по Конституции КР (ст.23) в целях: защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Любое вводимое ограничение пользования правом должно быть соразмерным указанным целям.
В этой связи, законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень информации, распространение которой может повлечь уголовную ответственность. Это: — публичные призывы к осуществлению террористической деятельности; — призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами; — публичные призывы к насильственному захвату или насильственному удержанию власти, а равно к насильственному изменению конституционного строя, пропаганда войны; — возбуждение расовой, этнической, национальной, религиозной или межрегиональной вражды (розни); — распространение экстремистских материалов. Законодательство также уже содержит нормы, запрещающие порнографию.
Однако, как видно из проекта изменений указанного ранее положения, до получения удостоверения Министерство культуры предлагает, и это основное его требование, введение обязательной предварительной экспертизы для всех аудиовизуальных произведений на предмет наличия порнографических сцен (эпизодов) и иных запрещенных видов результатов творческой деятельности, которые предлагаются для проката и показа на территории Кыргызской Республики. В своем обосновании о введении обязательного требования к фильмам и аудиовизуальным произведениям, демонстрирующим на фестивалях, семинарах и других мероприятиях инициатор проекта указал, что это позволит Редакционной коллегии (при Киноцентре) и Межведомственной экспертной комиссии департамента уполномоченного органа в области культуры просматривать все фильмы и решат вопросы регламентации процедуры их показа. На первой стадии проводится первичная экспертиза Редакционной коллегией (п. 5 положения). Это просмотр и отбор по видам запрещенного контента и наличия порнографии, а вторую стадию проводит Межведомственная экспертная комиссия, которая выносит вердикт о запрете проката и показа фильмов и аудиовизуальных произведений. Соответственно, с целью получения прокатного удостоверения на показ фильма/ аудиовизуального произведения на любом мероприятии, инициатор проекта навязывает гражданам (организаторам показа) и юридическим лицам неоправданно дискриминационные условия, обязывая их пройти регистрацию в Киноцентре, а представленные ими фильмы или аудиовизуальные произведения подвергнуть обязательной экспертной оценки.
Установление тотального контроля со стороны власти позволяет государственному органу оказывать давление на субъектов, заявивших о желании получения патентного удостоверения. Учитывая, что проектом исключается норма о сроках рассмотрения документов заявителя на получение прокатного удостоверения (в действующем положении они есть, в предлагаемых изменениях Министерство культуры их вычеркнуло), такие действия государственный орган наделяется безграничными правами, позволяющими затягивать процедуры, и тем самым, нарушать права субъекта, обратившегося за прокатным удостоверением. Поскольку государственная процедура проходит без определенных сроков, то и заявитель также не сможет регулировать свои дальнейшие действия.
Безусловно, при принятии вышеуказанного проекта положения действия Редакционной коллегии будут нарушать законодательный принцип по созданию населению условий для доступа к произведениям кинематографии, и свободу творчества в кинематографии, провозглашенную в Законе о поддержке кинематографии: «Лица, создающие аудиовизуальные произведения, имеют право на художественный поиск, выражение личных кинематографических идей и замыслов в любой форме, осуществление постановки фильма на любом языке…» (ст.5).
Семинары, фестивали и другие общественные мероприятия — это открытые площадки, которые законно позволяют гражданам свободно собираться, объединяться для обмена мнений, обсуждений фильмов или других вопросов по интересам. Согласно закону КР «О мирных собраниях» право каждого использовать различные средства и формы привлечения внимания граждан или органов государственной власти, общественности, включая выражение мнения по каким-либо вопросам, акции по сбору подписей, являющиеся мирными по своему характеру и не преследующие противоправных целей (ст.9) (http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/203664). Получение информации через демонстрацию фильмов или аудиовизуальных произведений связано с реализацией права каждого на свободу слова, доступ к информации и самостоятельное принятие решения. И у государства есть обязательства по гарантированию свободы этих прав, поскольку обеспечение их поможет гражданам жить в менее коррумпированном обществе, где соблюдаются основные права человека и в атмосфере подотчетности обществу принимаются полезные решения по общественно-значимым вопросам.
Инициативу министерства культуры — расцениваем как очередное нападение на свободу мнения и выражения, свободу слова и информации, а также на доступ к информации и ее распространение. Предлагаемые проектом нормы противоречат положениям Конституции КР, поскольку большей степени, чем это предусмотрено Конституцией КР ограничиваются условия для доступа населения к просмотру аудиовизуальных произведений, вводятся незаконные требования предварительных проверок контента аудиовизуального произведения задолго до их демонстрации, и устанавливается государственная цензура на свободу выражения мнений, слова и творческих идей путем запрета к демонстрации фильмов и аудиовизуальных произведениях на фестивалях, семинарах и других массовых мероприятиях.
На основании вышесказанного, Институт Медиа Полиси, призывает Кабинет Министров Кыргызской Республики отозвать проект постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о порядке отнесения аудиовизуальных произведений к категории порнографических и иных запрещенных видов результатов творческой деятельности»» от 14.10.2016 года №551, нормы которого противоречат Конституции Кыргызской Республики и международно-правовым документы по защите прав человека.