Конституционный закон Кыргызской Республики «О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР» (далее — Закон) вызвал негодование со стороны средств массовой информации страны, но, к сожалению, уже после его подписания президентом Розой Отунбаевой 2 июля 2011 года.
Согласно положениям Закона: «Печатные издания Кыргызстана независимо от форм собственности обязаны будут предоставлять кандидатам в президенты и депутаты, а также политическим партиям на выборах печатные площади на одинаковых условиях — одинаковые расценки, объем и другие условия. При этом стоимость печатной площади не может превышать стоимости, которая взималась за 6 месяцев до дня назначения выборов». Что касается телерадиоорганизаций, то и для них были установлены аналогичные нормы: «Стоимость предоставляемого кандидатам, политической партии платного эфирного времени не может превышать стоимости, которая взималась за 6 месяцев до дня назначения выборов».
С точки зрения избирателей, данная норма необходима, ведь парламентские выборы 2010 года, ставшие «золотыми» для СМИ, выявили наличие «имущественного барьера» в вопросе доступа к эфиру для менее «обеспеченных» кандидатов. Таким образом, снижение стоимости эфирного времени приведет к обеспечению равного доступа к микрофону для всех кандидатов, а значит, у избирателей будет больше информации о кандидатах для реализации своего права на выбор.
Если же говорить с точки зрения средств массовой информации, особенно частных, то это вмешательство в частную предпринимательскую деятельность, так как это частный бизнес и владелец СМИ имеет полное право самостоятельно определять стоимость своих услуг, ну, а так называемые «клиенты» имеют право отказаться от таких услуг, если не устраивает ценовая политика. Ведь в законодательстве ранее были прописаны требования о предоставлении для всех кандидатов равного и бесплатного доступа к информации в государственных СМИ.
Да и свежеиспеченный Закон «О выборах президента КР и депутатов ЖК КР» содержит требования о бесплатном эфирном времени и печатной площади для кандидатов. Так, в статьях 24 и 25 Закона сказано, что «Кандидаты, политические партии, выдвинувшие списки кандидатов, имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах государственных телерадиоорганизаций», более того общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого государственной телерадиоорганизацией для проведения агитации на выборах Президента, депутатов Жогорку Кенеша, должен быть не менее одного часа в рабочие дни, а периодические печатные средства массовой информации, должны выделить на равных условиях бесплатные печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами, политическими партиями, в размере не менее одной страницы формата А4.
Не оспаривая важность принятия Закона «О выборах президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», мы отмечаем, что законодатели ограничили СМИ в праве на определение своей ценовой политики, не дав возможности заблаговременно ознакомиться с нововведениями и подготовиться к его реализации. Было бы справедливо предоставить СМИ те самые 6 месяцев для изучения и реализации норм закона. Ведь, согласно Календарному Плану, утвержденному ЦИК КР, опубликование СМИ сведений об условиях оплаты эфирного времени и печатной площади и предоставление расценок в ЦИК комиссию должно быть осуществлено не позднее 10 календарных дней после официального опубликования решения о назначении выборов, то есть до 11 июля 2011 года.
Юрист ИМП Алия Абдраимова