Журналист-расследователь Эльдияр Арыкбаев.
Недавно стало известно, что бизнесмен Хабибулла Абдукадыр собирается инвестировать в Кыргызстан сотни миллионов долларов. Речь идет о строительстве многофункционального бизнес-комплекса и крупной мечети. Абдукадыр ранее фигурировал в ряде громких журналистских расследований в контексте контрабанды товаров из Китая. Насколько важен бэкграунд инвестора, пусть даже он складывает такие суммы в страну? Какие цели он может преследовать?
На вопросы «Азаттыка» отвечает журналист-расследователь OCCRP Эльдияр Арыкбаев.
«Азаттык»: Эльдияр, мы все помним, что имя бизнесмена Хабибуллы Абдукадыра стало известно кыргызской общественности в связи с расследованием “Азаттык”, OCCRP и Kloop, где говорилось о его связи с бывшим зампредседателя Таможенной службы Райымбеком Матраимовым. Журналист, который непосредственно принимал участие в этом расследовании, как вы отреагировали на такую новость?
Эльдияр Арыкбаев: Во-первых, про Абдукадыра нужно знать несколько вещей. Первое — что часть его богатства сформировалась за счет коррумпированности кыргызских чиновников и контрабанды товаров из Китая через Кыргызстан. Как вы сказали, самым известным из чиновников, который позволил всему этому случиться, был Райымбек Матраимов. По нему есть и приговор кыргызского суда, и санкции со стороны США.
Во-вторых, про Абдукадыра нужно знать то, что заработанные контрабадные деньги он отмывал при помощи схем Айеркена Саймаити, который перед смертью много всего успел рассказать, в том числе о кое-каких других подробностях их криминальной деятельности. Таким образом, отмытые деньги Абдукадыр вкладывал в различные объекты недвижимости на Западе. Мы помним, был еще совместный проект с Матраимовым в Дубае.
Сейчас, когда он открыто появляется с президентом Жапаровым, возникает очень много вопросов. Первый вопрос: почему власти не интересуется законностью происхождения средств Абдукадыра? К тому же есть как материалы дела, так и общественно известные факты, и найденные нами факты. Нельзя же просто взять и отрезать все прошлое и сказать: «А давайте мы сейчас по-новому жить будем, все помиримся и всем на свете все простим». Так законы не работают. Если бы они так работали, это создало бы большой простор для легитимизации различного рода преступлений. Получилось бы – избил, убил, изнасиловал или украл, а потом заявил, мол, чего вы обижаетесь, давайте по новой жить и государство великое строить. Но так не бывает.
Понятно, что у президента есть благие намерения, которые он озвучивает, но разобраться с прошлым все же необходимо. Сейчас происходит некая попытка сдвинуть рамки восприятия. Раньше у нас был Абдукадыр, который был вовлечен в контрабанду, занимался отмыванием денег, а сейчас у нас Абдукадыр, который вроде бы состоятельный инвестор, и вообще — уважаемый человек.
«Азаттык»: На чем Хабибулла Абдукадыр построил свою бизнес-империю? Какова его роль в выстроенной бывшим заместителем Таможенной службы Раимбеком Матраимовым коррупционной схеме на таможне Кыргызстана?
Эльдияр Арыкбаев: Абдукадыр — международный логист, который владеет крупной подпольной империей грузоперевозок. То, что происходило на протяжении многих лет, говорит о том, что он при помощи кыргызских чиновников, в частности кыргызских таможенников, возил китайские товары через границу Кыргызстана по совершенно другим пошлинам, чем это делали все остальные. Таким образом, происходила монополизация перевозок и другие игроки, которые были на этом рынке, их вытесняли. Другие бизнесмены, которые занимались вопросами грузоперевозок, начали возмущаться. Деньги они сформировали за счет потока контрабанды, который шел из Китая. Понятное дело, что когда у тебя налажены связи вместе с кыргызскими таможенниками, то ты можешь по гораздо более низким пошлинам провозить свои товары.
«Азаттык»: Инвестиции, о которых объявили власти страны, сейчас бурно обсуждаются в социальных сетях. Одни соглашаются с позицией президента, что важны сами инвестиции, а не их происхождение. Другие утверждают, что речь может идти об отмывании денег. Скажите, Эльдияр, на что стоит обратить внимание, когда мы говорим об инвестициях Хабибуллы Абдукадыра?
Эльдияр Арыкбаев: Если не обращать внимания на чистоту поступающих средств, мы можем открыть ворота для многих других людей, которые занимаются незаконной деятельностью, например, продажей наркотиков или героина. Понятное дело, что на происхождение средств смотреть необходимо. Такие как Абдукадыр люди хотят себя легитимизировать. Они до этого занимались какими-то подпольными вещами, а сейчас они приходят как уважаемые инвесторы. Таким образом они пытаются избавиться от своего прошлого и начать жизнь с нового листа. Но, как я уже сказал, прошлое забывать нельзя, нужно с ним разбираться в рамках закона.
«Азаттык»: Как вы прокомментируете высказывания президента Садыра Жапарова о том, что «Хабибулла Абдукадыр не в розыске и на него нет уголовных дел»? Какие цели может преследовать Хабибулла Абдукадыр, инвестируя огромные суммы в Кыргызстан? Можно ли предположить, что взамен он получит какие-либо преференции?
Эльдияр Арыкбаев: Если вы внимательно читали или слушали выступление президента, то там было сказано, что в обмен инвестиций инвесторы могут получить послабления по некоторым видам налогов и таможенным пошлинам. Возможно, где-то в этой плоскости лежит один из интересов.
«Азаттык»: Пресс-служба президента Кырызстана сообщила, что строительством комплекса будут заниматься международные компании – TOO Feb group, Hyper Partners, ARIYA, Core Architecture и строительная компания Gurgoli. Ранее издание OpenDemocracy сообщало, что семья Абдукадыра имеет отношение к компании Hyper Partners, зарегистрированной в Германии. Есть и у вас какая-либо информация об этих компаниях? Фигурировали ли они в ваших расследованиях? Если да, то можете ли рассказать, с какими конкретно расследованиями они были связаны?
Эльдияр Арыкбаев: Отвечу вам так: журналисты-расследователи всегда над чем-то работают. И когда попадаются какие-то имена или названия, они нам всегда интересны.
«Азаттык»: Можно ли ожидать от вас новых расследований, связанных с вышеупомянутыми компаниями либо же с Абдукадыром?
Эльдияр Арыкбаев: Может быть (смеется). Я не могу ответить на ваш вопрос. Если это так, то я все равно этого не скажу. А если это не так, то я вам тоже ничего не скажу.