Действующий президент Садыр Жапаров встретился со всеми бывшими президентами независимого Кыргызстана . Во встрече приняли участие Аскар Акаев, Курманбек Бакиев, Роза Отунбаева, Алмазбек Атамбаев и Сооронбай Жээнбеков. Аскар Акаев и Алмазбек Атамбаев уже прокомментировали встречу, другие хранят молчание.
Как оценивают эту встречу эксперты? Что она означает?
Аида Алымбаева, политолог
— Освобождение Алмазбека Атамбаева связано именно с этим событием. Все это было сценарием президента и Камчыбека Ташиева, спланированным заранее. Все это звенья одной цепи. И цель одна: привезти Бакиева в Кыргызстан, несмотря на то что против него и членов его семьи возбуждены дела по тяжким преступлениям. Бакиев и его брат приговорены к очень длительным срокам.
Встреча была не для объединения Кыргызстана, не для единства народа. Не раз говорилось, что нынешняя власть связана с бакиевской, и эта встреча подтвердила данное предположение. Мы все знаем, что Отунбаева, Жээнбеков и Атамбаев живут в Кыргызстане, и даже у Акаева есть возможность приезжать в страну. Такой возможности нет только у Курманбека Бакиева. Сейчас многим важно реабилитироваться в глазах кыргызстанцев и легализовать свои финансовые потоки.
Очень жаль, что Садыр Жапаров, вопреки правосудию и уважению права, организует такие встречи.
Попытка сыграть на устоях кыргызстанцев всего лишь ширма и способ снизить накал неудовольствия текущей властью, социально-экономическим кризисом, ростом коррупции и ОПГ, отсутствием реформ. Надо было накал политизации снизить.
Мнение народа вообще не учитывалось, как и мнение суда, который вынес приговор о смерти 90 парней в 2010 году. Взять и простить будет очень нагло и цинично.
Чолпон Джакупова, юрист
— Любая встреча подобного уровня не бывает случайной и внезапной. Она готовится заранее. И если проанализировать деятельность нынешней администрации, то по большей части все проблемы и разногласия она разрешала силовыми методами — посадками и «кустуризацией». А сейчас происходит переход от силового метода разрешения споров к политическому методу консенсуса. И это само по себе позитивно. Это попытка снизить градус напряжения в обществе.
Но встреча происходила на высоком уровне. Гарант Конституции и его команда должны были ее подстраховать во всех отношениях.
Первый вопрос, который возникает сразу, — правовой. Гарант Конституции должен соблюдать закон, к этому вопросу нужно относиться очень щепетильно, особенно если инициируется встреча с людьми, в отношении которых либо уголовные дела еще не закрыты, либо есть экстрадиционные запросы, пусть и не на территории страны.
Коль мы заговорили о праве и консенсусе под идеей стабилизации ситуации, то консенсус в обществе достигается не только в отношении дел прошлых лет, но и тех, которые на слуху. Например, кемпир-абадское дело. Простые люди будут думать, что равенство перед законом соблюдается. Сама идея встречи носит позитивный характер, но приводит к негативным последствиям.
Команда президента не отработала ни PR-стратегию, ни юридическую часть вопроса.
Алмазбек Атамбаев пролил свет на эту тему, ведь он не уходил из политики. И даже из мест не столь отдаленных напоминал о себе, не уходил из публичного пространства, привлекал международных политиков к своему освобождению.
Атамбаев сказал, что люди соглашались на встречу, и отметил, что вторым вопросом стало установление стабильности, значит, одним из вопросов стало возвращение, если читать между строк.
Закон должен работать, тогда, может быть, и оценки были бы лучше, ведь по Кемпир-Абаду творится беспредел с точки зрения закона. Есть знаковые дела, и это дело одно из таких, и дальнейшие знаковые вещи будут оцениваться через призму этого дела. Нельзя до бесконечности держать людей в СИЗО. Надо соблюдать закон, а то это аукнется.
Президент — это институт, и люди, работающие на этот институт, должны действовать так, чтобы не подставлять главу государства. Ведь сам Жапаров не юрист.
Ситуацию должен прокомментировать генеральный прокурор, потому что он, как надзорный орган, знает, сколько у кого уголовных дел и на какой стадии, сколько запросов об экстрадиции есть.
Зайнидин Курманов, экс-спикер Жогорку Кенеша, политолог
— Выводы делать преждевременно. Рассматривайте предложение о примирении как шанс выйти из затянувшегося политического кризиса. Прошло слишком мало времени. Пусть пена осядет. Не торопитесь с выводами. Я это говорю как историк.
Шумят только социальные сети, на улице спокойно. Люди выживают, работают. Страсти кипят только в социальных сетях. Между сторонниками и противниками перемен, между реальными персонажами, фабриками троллей, группами интересов.
Не стоит забывать, что во всем мире сейчас идет информационная война за умы людей, за влияние, за богатства, ресурсы. Мы видим только начало политического процесса — инициативу президента, ее обсуждение в социальных сетях, СМИ. Видим разные суждения, оценки, конспирологические версии, характерные для всех плюралистических обществ. Детали, условия, механизмы нам еще пока не известны.
Президент обозначил только цель — достигнуть согласия в обществе, остудить страсти и эмоции, преодолеть существующие расколы и возможные кризисы.
Это обязанность любой власти в условиях гуманизации и демократизации: оставить после себя мир и высокое благосостояние. Люди тоже мечтают, чтобы был мир на земле и спокойствие. В иных условиях развитие невозможно.
Процесс будет нелегким, ибо примирение будет носить не только моральный, но и, наверное, юридический и политические аспекты.
Поэтому надо набраться терпения и подождать, как будет развиваться эта инициатива президента.