Зампред кабмина Эдиль Байсалов дал интервью европейскому изданию Emerging Europe, в котором ответил на ряд вопросов, касающихся президентства Садыра Жапарова, рудника Кумтор, экономического положения Кыргызстана, конфликта с Таджикистаном, а также давления на СМИ и свободу слова в стране.
Редакция Kaktus.media подобрала основные тезисы зампреда кабмина, озвученные в ходе интервью.
О Садыре Жапарове
Эдиль Байсалов считает, что с приходом к власти Садыра Жапарова «Кыргызстан больше не является несостоявшимся государством».
«Знаете, раньше мы были несостоявшимся государством. Мы выглядели так. Мы вели себя так. Но это руководство — во главе с Садыром Жапаровым — консолидирует государство и приводит его в порядок. За последние два года достигнуто множество значительных результатов, и многое еще впереди», — говорит Байсалов.
О национализации Кумтора
Байсалов заявил, что национализация рудника Кумтор стала «переломным моментом» в плане увеличения доходов Кыргызстана для финансирования социальных и инфраструктурных проектов и выплаты внешнего долга. До национализации Centerra заработала на руднике 11,5 млрд долларов, в то время как правительство Кыргызстана получило только 1,44 млрд долларов в виде роялти и налогов, несмотря на то что владело более четверти акций рудника.
«Раньше, за 30 лет нашей независимости, мы полагались на скудные иностранные инвестиции и развитие за счет доноров. У нас никогда не было доступа к такого рода деньгам», — заявил Байсалов.
О конфликте с Таджикистаном
По словам зампреда кабмина, «это был самый значительный военный конфликт в истории независимой Центральной Азии».
«Это были не пограничные стычки. Это была прямая попытка вторжения Таджикистана, которая была очень хорошо подготовлена по всему периметру нашей границы: спланирована заранее и с использованием тяжелой артиллерии для обстрела территории Кыргызстана», — рассказал он.
Байсалов связывает успехи Кыргызстана в конфликте с закупкой президентом Жапаровым бронетехники и турецких беспилотников Bayraktar TB2 после столкновений в апреле 2021 года.
О задержании активистов и политиков по Кемпир-Абаду
«Мы не извиняемся за то, что обеспечиваем общественный порядок, — говорит Байсалов. — Вот как выглядит демократия: границы не обсуждаются и не согласовываются на массовых митингах. Это вопрос взаимных уступок. Это компромисс. Это всегда очень деликатно, но важно то, что мы должны были это сделать. Мы должны были это сделать! Всегда найдется кто-то, чей личный огород может быть как-то ограничен. Однако национальные интересы стоят выше местных».
Само же соглашение с Узбекистаном зампред кабмина назвал историческим. «100 процентов кыргызско-узбекской границы [делимитировано]. Есть сотни публикаций, в которых говорилось, что это сделать невозможно. Многие годы говорили, что Сталин специально провел эти границы так, чтобы сделать невозможным какое-либо урегулирование границ в будущем. Но добрая воля двух народов и их лидеров сделала это возможным», — заявил Байсалов.
Он также добавил, что те протестующие, которые все еще находятся под стражей, «получат надлежащий справедливый процесс».
О свободе слова и радио «Азаттык»
«Тот факт, что наш президент [Жапаров] принял Джереми Флая, показывает, что диалог продолжается, — говорит Байсалов. — Мы ценим свободу слова и участие гражданского общества и стремимся обеспечить сохранение прав человека в наиболее полном объеме».
Байсалов отметил, что после падения Кабула под натиском талибов многие журналисты афганской службы РСЕ/РС, «Радио Азади», были эвакуированы, и сейчас около 20 журналистов свободно работают из Бишкека. Он сказал, что иск администрации Cадыра Жапарова против «Азаттыка» не повлияет на «Радио Азади».
Он отверг международную критику действий властей Кыргызстана, заявив: «Нынешние дебаты о границах свободы слова в Кыргызстане ничем не отличаются от дискуссий в британском обществе или в США о распространении фейковых новостей в соцсетях. Если этим вековым институтам демократии каким-то образом угрожают безответственные репортажи и фейковые новости, то мы ничем не отличаемся от них».
Об экономике
Байсалов считает, что в настоящее время Кыргызстан переживает «самый высокий экономический рост среди всех стран Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии и теперь больше не является несостоявшимся государством».
При этом зампред кабмина осознает, что Кыргызстану еще есть над чем работать. В качестве приоритета он назвал решение проблемы загрязнения воздуха в Бишкеке.
Недавно Байсалов во главе делегации финансистов и промышленников посетил свои старые знакомые места в Лондоне для встречи с крупными многонациональными инвестиционными компаниями и говорит: «Мы добились огромного прогресса. Раньше они даже не разговаривали с нами. Но сейчас, конечно, они очень заинтересованы».
«Дело не в том, что мы уже расцвели, — говорит Байсалов. — Но информация, которую ваш журнал должен сообщить рынкам, до того как мы расцветем, это то, что мы идем. Мы не спешим. Мы понимаем, что нам нужно время. Мы не можем просто переупаковать и забрендировать наши компании и вывести их на биржу в следующем месяце. На это уйдет как минимум еще год. Но мы делаем многое для привлечения международных инвестиций и дальнейшей интеграции в мировую экономику».