В этом году озеро Иссыккуль посетят 1 миллион 200 тысяч туристов, — таковы прогнозы экспертов. Сегодня в Бишкекском пресс-клубе (BPC) состоялся круглый стол на тему «Туризм и роль СМИ в его развитии». Спикеры, директор туристической фирмы МТАЦ «Тянь-Шань» Владимир Комиссаров и исполнительный директор Бишкекского делового клуба Улук Кыдырбаев, рассказали о том, каким будет сезон в этом году.
Во время круглого стола эксперты дали общий обзор состояния туристической отрасли в Кыргызстане на данный момент, а также рассказали о том, что мешает развитию туризма в КР. В начале своего выступления Владимир Комиссаров, директор туристической фирмы МТАЦ «Тянь-Шань», президент Ассоциации туризма Шелкового пути, председатель Конгресса бизнес ассоциаций, заявил, что, по прогнозам специалистов, в этом сезоне ожидается небывалый туристический бум.
Так, он сообщил, что на недавней алматинской туристической ярмарке все путевки на Иссыккуль были раскуплены. «Рост на культурно-приключенческий туризм составит от 50 до 100%.Предполагается, что на озере Иссыккуль в этом году отдохнут на 20% больше людей, чем в прошлом, то есть, число туристов составит 1 миллион 200 тысяч. Эта цифра могла быть и больше, но инфраструктурные возможности Иссыккуля играют свою роль», — отметил специалист.
По данным экспертов, около 50% кыргызстанцев хотя бы раз в год ездят на Иссыккуль. Из стран ближнего зарубежья 80% туристов, приезжающих на озеро, составляют казахстанцы, 8% — узбеки, остальное — россияне. По статистике, во время отдыха на Иссыккуле среднестатистический казахстанец в день тратит более 100 долларов. Cреди туристов из дальнего зарубежья из года в год наиболее популярным становится путешествие по странам Шелкового пути. Стандартный маршрут пролегает через Узбекистан, Кыргызстан и Китай.
Также, возрастает спрос на треккинг, джайлоо-туризм и альпинизм — разновидности так называемого культурно-приключенческого туризма. По данным специалистов, на долю последнего приходится 20% всех поступлений от туризма в госбюджет. (Прим. BPC: Другие 80% обеспечивает рекреационный туризм или отдых туристов на озере Иссыккуль).
По мнению директора туристической фирмы МТАЦ «Тянь-Шань», в Кыргызстане потенциал культурно-приключенческого туризма выше, чем рекреационного.
Во время круглого стола большое внимание было уделено анализу препятствий к развитию туризма в КР. Специалисты утверждают, что таковыми, прежде всего, являются:
1) проблема ощущения безопасности клиентами;
2) проблема известности (узнаваемости) Кыргызстана на мировой арене;
3) проблема инфраструктуры;
4) проблема кадров;
5) экологическая проблема.
«В год на продвижение Кыргызстана как страны туризма в совокупности выделяется порядка 100 тысяч долларов. Это мизерная сумма, так как одно только участие в Берлинской туристической ярмарке обходится, как минимум, в 20 тысяч долларов», — привел данные Владимир Комиссаров.
«Парадоксально, но в настоящее время мы констатируем, что в Кыргызстане при всей безработице ощущается острый дефицит профессиональных гидов. При этом в месяц гид получает, в среднем, больше тысячи долларов, и, могу предположить, что оплата их труда будет продолжать расти», — отметил во время круглого стола директор туристической фирмы МТАЦ «Тянь-Шань».
Во время круглого стола также обсуждался черный пиар в ряде казахстанских СМИ по отношению к Иссыккулю. «Впервые эта проблема возникла в 2000 году, когда в СМИ наших соседей появилась информация о том, что озеро непригодно для отдыха из-за цианидной катастрофы», — отметил Владимир Комиссаров.
Черный пиар существует и до сих пор, говорят эксперты. По мнению специалистов, с этим явлением уже ведется борьба: заказываются статьи в зарубежных СМИ, проводятся промо-туры для иностранных журналистов. «Мы учимся противостоять черному пиару. К сожалению, не всегда хватает средств», — сказали эксперты.
В свою очередь, исполнительный директор Бишкекского делового клуба Улук Кыдырбаев считает, что само государство должно быть клиентоориентированным, начиная от погранпостов. «На мой взгляд, дальновидным было бы ввести безвизовый режим с теми странами, откуда мы стремимся привлечь туристов. Если поток увеличится, то вырученные в результате этого ресурсы намного превысят средства от продажи виз», — сказал он. По мнению Улука Кыдырбаева, в Кыргызстане должны быть созданы условия, когда бизнес сам будет готов инвестировать свои деньги в туристическую отрасль.
По итогам круглого стола эксперты сошлись на том, что СМИ играют большую роль в развитии туризма, так как являются связующей нитью между государством, бизнес-сектором и обществом. Специалисты полагают, что местные СМИ, прежде всего, должны поднимать проблемы экологии и недостатка гидов.
Также, по словам специалистов, только при активном содействии СМИ в Кыргызстане может быть принята новая Концепция развития туризма, которая удовлетворяла бы всех игроков туристической отрасли.