Я, конечно, часто слышала о нарушениях в нашей республике прав граждан и, в частности, журналистов. А сама, попав в сложную ситуацию, признаюсь, немного растерялась. Мне никогда раньше не приходилось сталкиваться с милицией в таком качестве. А уж тем более оказаться в приемнике-распределителе, куда меня и участников проходившей акции протеста 20 декабря доставили на милицейском бусике. Признаюсь, даже не «мечталось» о таком…
Отправившись по заданию редакции ИА «24.kg», я оказалась невольным свидетелем того, как правоохранительные органы «доблестно» несут свою службу. Только несут, скорее не долг, а людей. Именно так поступили милиционеры с участниками акции «Скажи выборам нет!», насильно запихивая всех присутствующих в специализированный транспорт.
Зная грубый нрав и жесткие методы сотрудников правоохранительных органов, я подчинилась их требованию. Но вот с известными правозащитницами Толекан Исмаиловой, Токтайым Уметалиевой и другими представительницами общественных организаций им пришлось потрудиться. Еле запихнув шестерых женщин, довольные милиционеры направились по известному маршруту. На вопрос, куда нас везут, услышали: «Не знаем». Токтайым Уметалиева, крайне возмущенная этим, открыла дверь машины и попыталась выпрыгнуть. Но стражи порядка оказались бдительными, а сил им было не занимать.
В приемнике-распределителе нас вновь запихнули на этот раз в общую комнату, где уже находилось около 15 участников акции «Я не верю!», которых тоже задержали у здания Центризбиркома. Мобильные телефоны задержанных не смолкали. Все звонили куда и кому только можно, начиная с МВД и заканчивая начальниками данного заведения.
Через некоторое время всех начали по одному отводить в кабинки. Вероятно, для морального давления на каждого поодиночке. Одна из задержанных Гулшайыр Абдирасулова, написав объяснительную, увидела, что местом сбора участников акции милиционеры-«умники» отметили не ЦИК, а ЦИРК. Понятно, что не от большого ума они так написали, но о чем можно было говорить после этого? Многие задержанные отказались писать объяснительные, ссылаясь на то, что будут дожидаться своих адвокатов. И милиция заявила, что будет обыскивать задержанных.
По словам известной правозащитницы Толекан Исмаиловой, «такой беспредел был лишь в 1937 году, в сталинские времена». «Где это видано, чтобы с мирными гражданами так жестоко обращались? Это позор кыргызской милиции!», — возмущалась она.
Токтайым Уметалиева так комментировала факт задержания: «Нас привезли сюда как каких-то преступников, посадили вместе с бомжами и еще требуют объяснительную. Ну ничего, мы им покажем, весь мир узнает о том, что сегодня произошло. Нас не запугать!».
Вскоре очередь дошла и до меня:
— Эй кыз, пиши объяснительную!
— На каком основании?
— Ты же участвовала в акции, значит пиши.
— Я журналист и исполняла свой профессиональный долг.
— Ничего не знаем, сказано пиши, а то еще хуже будет.
Другому журналисту — Толкун Наматбаевой из «Франсс пресс» — досталось не меньше:
— Эжешка, не усложняйте себе жизнь, быстрее пишите о том, что делали на акции.
— Я вам не эжешка, я журналист. Вот мое удостоверение.
— Эже, да это сейчас не поможет, вот разберемся, а там видно будет.
После таких слов стало как-то не по себе. Но я сделала вид, что не испугалась, решив не доставлять им такого удовольствия. Удивило, какой же разной бывает наша милиция: чинной, при полном параде на людях и перед руководством страны. И грубой, лишенной здравого смысла — при исполнении служебных обязанностей. И такой милицией мы должны гордиться?! Никогда!
Наконец после нескольких звонков «сверху» нас выпустили. Когда мы выходили из зала, некоторые участники просто взмолились и просили журналистов остаться. Но мы решили бороться с беззаконием привычным для нас оружием — пером. Задержанные участники мирной акции просили написать всю правду о том, что же на самом деле происходит в стенах правоохранительных органов и как «процветает» демократия у нас в стране…