«Свобода слова в опасности, власти пытаются ограничить СМИ Киргизии», – такие опасения высказали ряд правозащитников в ответ на идею министра культуры республики Султана Раева, предложившего «четче координировать государственную политику в сфере СМИ».
Усиленная работа государства со средствами массовой информации может оказаться не чем иным, как попыткой ввести цензуру, считают правозащитники. В ответ Султан Раев сообщил, что опасения напрасны – государство намерено «содействовать большей свободе слова, создавая наиболее комфортные условия для демократического развития».
Начавшийся после тюльпановой революции 2005 года передел собственности коснулся и СМИ. Так, крупнейший в стране медиахолдинг, объединявший газету «Вечерний Бишкек», Love Radio, а также телеканал КООРТ, после непродолжительного сопротивления сотрудников телеканала и радиостанции был разделен между несколькими собственниками.
Стоит отметить, что за три года, прошедших после смены власти, количество оппозиционных ресурсов заметно сократилось. В прошлом году сменили собственников и как следствие – редакционную политику телеканалы «Пирамида» и НТС, ранее занимавшие антипрезидентскую позицию. Государственный телеканал никогда оппозиционным не был. На данный момент оппозиционного телевидения в Киргизии нет, за исключением телеканала «Сентябрь», вещающего на юге страны.
Аналогично сложилась судьба и оппозиционной прессы, ее издания можно пересчитать по пальцам. Все они, кроме разве что газеты «Белый пароход», не пользуются популярностью у населения.
Практически во всех случаях смена собственника того или иного СМИ не сопровождалась насильственными действиями. Главным образом медиаресурсы переходили из рук в руки или в результате закулисного сговора, или по итогам «спора хозяйствующих субъектов». В редких случаях претенденты на обладание медиаресурсом прибегали к тактике силового захвата офиса компании, попытки эти заканчивались по-разному – на телеканале КООРТ успешно, на «Пирамиде» сотрудникам ТРК удалось отбить нападение «неизвестных людей в штатском».
В большинстве случаев при переходе СМИ к новому хозяину появлялись слухи о причастности к данным событиям окружения президента Киргизии Курманбека Бакиева, оппозиционные депутаты говорили о наличии стопроцентных доказательств, однако предъявить эти доказательства общественности не смогли. Часть журналистов после смены владельцев с работы увольнялись, однако большая часть оставались – проявить принципиальность могли себе позволить лишь профессионалы, которых в киргизских СМИ не так уж много.
Независимыми в Киргизии остаются только иностранные СМИ. В стране работают представители международных информационных агентств (Reuters, Associated Press, France Presse, Interfax, РИА Новости, Regnum, Fergana.ru и пр.). Активную работу среди СМИ ведут различные международные организации и фонды. На средства этих организаций (главным образом американских) в Киргизии работают радиостанции и интернет-издания. По словам советника госсекретаря США по вопросам Центральной и Южной Азии Ричарда Баучера, «основная цель помощи США Центральной Азии состоит в том, чтобы обеспечить развитие здорового общества. Это включает в себя обучение журналистов и финансирование проектов по улучшению возможностей независимых СМИ». Примечательно, что, по мнению ряда экспертов, именно финансируемые США СМИ сыграли немалую роль в тюльпановой революции 2005 года и свержении Аскара Акаева.
Свою политику в Киргизии проводит и Москва. Проводниками российского влияния являются транслируемые на часть страны Первый канал, «Россия», НТВ, СТС. Также, по некоторым данным, российское посольство поддерживает ряд печатных СМИ.
Показательно, что самые значительные изменения в национальных СМИ произошли за последний год. Так, если в феврале–марте 2007 года киргизская пресса и ряд телеканалов нещадно критиковали руководство страны за допущенные ошибки, то сейчас, в феврале 2008-го, в основном деятельность президента и правительства подается в положительном ключе. За год от политики устали не только обычные жители, но и журналисты. К тому же проправительственные СМИ растут не только количественно, но и качественно. Так, в развитие выступающего на стороне президента страны 5-го канала вкладываются значительные средства.
По итогам 2007 года международная неправительственная организация «Комитет по защите журналистов» обвинила власти страны в том, что в прошлом году они стали вводить цензуру в СМИ, привлекая для этого сотрудников спецслужб. По оценке экспертов комитета, в стране «отмечался рост угроз в адрес журналистов, увеличение числа нападений на сотрудников СМИ». В рейтинге свободы СМИ, составленном организацией «Репортеры без границ», Киргизия заняла 110-е место, при том что Таджикистан оказался на 115-м месте, Казахстан – на 125-м, Узбекистан – на 160-м.
По оценке руководителя Московского центра экстремальной журналистики Олега Панфилова, ситуация в киргизской журналистике «довольно печальная». Как изменится ситуация после того, как государство начнет усиленную работу со СМИ, станет ясно уже в ближайшем будущем. Однако, по оценке директора Института медиапредставителя Илима Карыпбекова, инициатива чиновников связана с тем, что государство хочет «регулировать эту сферу. СМИ из четвертой власти могут превратиться в приложение к другим ветвям власти, которая будет обслуживать их интересы, а не представлять самостоятельные взгляды». В то же время в интервью бишкекскому пресс-клубу министр культуры Султан Раев подчеркнул, что его ведомство не намерено заниматься преследованием журналистов: «Мы ни в коем случае не будем инициировать против них судебные иски. Наоборот, мы хотим помогать сотрудникам СМИ».
Правда, киргизские правозащитники министру на слово не поверили – на ближайшее время в Бишкеке запланированы акции в поддержку СМИ.
Григорий Михайлов