На прошлой неделе полицейские Зимбабве задержали иностранных журналистов и правозащитников. Офис самой крупной оппозиционной партии страны был подвергнут обыску. Все эти события — тревожные сигналы того, что президент Роберт Мугабе, занимающий свой пост уже 28 лет, планирует продолжить борьбу за власть и после оглашения результатов выборов.
3 апреля спецназовцы ворвались в «York Lodge», популярную гостиницу города Хараре, в которой часто останавливаются иностранные журналисты. Пять человек были арестованы.
MISA, Комитет по защите журналистов (CPJ) и другие члены IFEX сообщают, что спецназовцы арестовали корреспондента «New York Times» Барри Беарак, удостоившегося в 2002 году Пулицеровской премии, а также одного из внештатных журналистов из Великобритании. Их обвинили в работе без соответствующей аккредитации. Трое других людей, о которых на данный момент ничего неизвестно, были отпущены на свободу. Беарак и британского журналиста после пятидневного содержания под стражей отпустили под залог в размере 300 миллионов зимбабвийских долларов (10 тысяч долларов США), сообщает CPJ. Беарак должен предстать перед судом 10 апреля.
Представители телеграфного агентства «Associated Press» сообщили со слов Адриенн Арсено, журналистки канадского телеканала «CBC Newsworld», что 3 апреля полицейские похитили её со стоянки одной из гостиниц столицы. Её отвезли в полицейский участок, откуда она позднее была отпущена. По словам Арсено, менеджеры гостиницы советовали ей остерегаться полицейских.
Международная федерация журналистов (IFJ) заявила, что арест журналистов связан с попыткой властей не допустить освещения в СМИ текущего политического кризиса в стране и повторных выборов.
Вечером того же дня полицейские провели обыск в офисе оппозиционной партии Движение за демократические перемены (MDC), которая также располагается в одной из гостиниц города Хараре. Генеральный секретарь MDC Тендаи Бити заявил представителям «Associated Press»: «Мугабе начал преследование собственного народа. Все понимают, что началась новая война».
Полицейские рейды начались после того, как стало очевидно, что правящая партия Мугабе потеряла большинство в нижней палате парламента (210 мест) в результате прошедших недавно парламентских выборов.
«Мы опасаемся, что это лишь прелюдия к репрессиям политической оппозиции и гражданского общества, которые начнутся из-за этих неоднозначных и напряжённых выборов. Преследованием оппозиции и журналистов власти Зимбабве лишь подогреют и без того взрывоопасную обстановку в стране», — говорится в заявлении организации «Human Rights Watch».
Закон об обязательной аккредитации, ограничивающий права журналистов Зимбабве, а также закон о доступе к информации и защите частной жизни используются местными властями для недопущения освещения парламентских выборов как местными, так и иностранными журналистами. MISA сообщает, что власти Зимбабве даже арестовали и обвинили в работе без аккредитации двух инженеров из ЮАР, специализирующихся в области радио — и телевещательного оборудования. CPJ сообщает, что всего от иностранных журналистов были поданы около 300 заявок на аккредитацию, и лишь немногие из них смогли её получить, — и это несмотря на то, что в начале года к закону о деятельности прессы была принята поправка, снявшая ряд ограничений, — сообщает MISA.
В течение нескольких месяцев, предшествовавших состоявшимся 29 марта президентским, парламентским и муниципальным выборам, власти Зимбабве организовали преследование местных и иностранных журналистов, закрыли ряд газет и разрешили членам политической партии Мугабе безнаказанно нарушать права журналистов.
Несмотря на усиление международного давления, избирательная комиссия Зимбабве пока так и не огласила результаты президентских выборов. Партия MDC уже заявила, что её лидер, Морган Тсвангираи, одержал убедительную победу на выборах, и что партия, в случае чего, готова к победе и во втором туре голосования.