Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Депутат Жогорку Кенеша Надира Нарматова инициировала свои поправки в законодательство, связанные с Законами «Об НКО», «О регистрации» и в Уголовный кодекс.

Ранее администрация президента уже вынесла свою версию поправок, и они весьма жесткие.

Что предлагается?

Поправки вносятся в три документа:

Закон КР «Об НКО»:

Статья 2.

В статью вводится понятие иностранное НКО.

Структурные подразделения иностранных НКО, подлежащие госрегистрации и приобретающие правоспособность на территории КР со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных НКО сведений о соответствующем структурном подразделении.

НКО, выполняющая функции иностранного представителя.

НКО признается участвующей в политической деятельности на территории КР, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие госорганами решений, направленных на изменение проводимой ими госполитики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, социальной поддержки инвалидов, защиты материнства и детства, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, а также благотворительная деятельность.

Статья 17. Открытость НКО

Существенно расширяется данная статья. Теперь годовая бухгалтерская отчетность НКО, выполняющей функции иностранного представителя, подлежат обязательному аудиту.

Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности НКО не могут быть предметом коммерческой тайны.

НКО представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного представителя, также аудиторское заключение.

Структурные подразделения ИНКО — ежегодно, а НКО, выполняющие функции иностранного представителя, — один раз в полгода предоставляют СМИ или размещают в Интернете отчет о своей деятельности, в том числе о своих учредителях, составе имущества, об источниках формирования и о направлениях расходования денежных средств.

Плановые проверки НКО, выполняющей функции иностранного представителя, проводятся не чаще, чем один раз в год.

Основанием для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного представителя, является:

  • истечение содержащегося в предупреждении уполномоченного органа, ранее вынесенного НКО, выполняющей функции иностранного представителя, срока устранения нарушения;
  • поступление в уполномоченный орган информации от госрганов, МСУ о нарушении НКО законодательства КР в сфере ее деятельности;
  • наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Уполномоченный орган в сфере государственной регистрации контролирует работу НКО в соответствии с целями, предусмотренным ее учредительными документами.

Уполномоченный орган вправе у НКО:

  • запрашивать у органов управления НКО их распорядительные документы;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности НКО у органов госстатистики, налоговых органов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • направлять своих представителей для участия в проводимых НКО мероприятиях;
  • проводить проверки соответствия деятельности НКО, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, установленном уполномоченным органом;
  • в случае выявления нарушения законодательства КР или совершения НКО или ее структурным подразделением действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное НКО, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд;
  • приостанавливать своим решением на срок не более шести месяцев деятельность НКО, которая не подала заявление о включении ее в реестр НКО, выполняющих функции иностранного представителя, в соответствии с законом. Решение о приостановлении деятельности такой некоммерческой организации может быть обжаловано в суд.

В случае приостановления деятельности некоммерческой организации ей запрещается использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных ее действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.

Если НКО не предоставит в установленный срок по требованию законодательства, то НКО может быть исключено из реестра филиалов и представительств международных организаций и ИНКО по решению уполномоченного органа в сфере госрегистрации.

У уполномоченного госоргана будет будет право запрета на направление денег и имущества определенным получателям. Это делается для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности государства, нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц.

Закон КР «О госрегистрации юрлиц, филиалов (представительств)»

В этот закон вносится поправка о том, что теперь при регистрации НКО в КР нужно писать заявление для внесение в реестр двух типов:

  • заявление о включении НКО в реестр НКО, выполняющих функции иностранного представителя;
  • заявление на регистрацию юрлиц с иностранным участием, в том числе выполняющих функции иностранного представителя, филиалов (представительств) иностранных юридических лиц и юридических лиц с иностранным участием, в том числе выполняющих функции иностранного представителя, за исключением юридических лиц, филиалов (представительств).

Поправки в Уголовный кодекс КР. Статья 200-1. Создание НКО, посягающей на личность и права граждан

В УК КР вводится новая статья и текст у нее следующий:

Создание объединения или другой НКО либо структурного подразделения ИНКО либо НКО, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением, организацией либо структурным подразделением, наказываются штрафом в размере от 50 тыс. до 100 тыс. сомов или лишением свободы на срок до пяти лет.

Активное участие в деятельности объединений, указанной в части 1 статьи, а равно пропаганда деяний таких организаций, наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 200 тыс. сомов или лишением свободы на срок до 10 лет.

Почему вносятся поправки в законы?

Автор поправок Надира Нарматова считает, что поправки разработаны в целях обеспечения открытости, публичности деятельности НКО.

Нарматова приводит статистику Минюста по НКО в Бишкеке. На сегодня их зарегистрировано 18 500

«Ни для кого не секрет, что не все они согласно своим уставным целям и задачам осуществляют свою деятельность в области науки или культуры, здравоохранения, соцподдержки граждан, защиты материнства и детства, физкультуры и спорта, защиты растительного и животного мира, а также благотворительную деятельность. Значительная часть из них вопреки своим учредительным документам, вмешивается в политическую жизнь государства, участвуя, в том числе путем финансирования, в организации и проведении политических акций в КР, стремясь к формированию общественного мнения для принятия органами госвласти решений, противоречащих последовательности и целенаправленности госполитики в целях устойчивого развития страны»,- высказала мнение Нарматова.

Так, ИНКО будет являться организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

https://kaktus.media/470957