«Мы видим, что с тех пор как закон “О телевидении и радиовещании” вступил в силу, все телерадиокомпании страны продолжают работать в прежнем формате, никто даже не попытался исполнить нормы закона. Причина этого кроется в том, что они попросту не в силах выполнить поставленные условия ни технически, ни экономически», — сказал сегодня в интервью ВРС (Bishkek Press Club) Илим Карыпбеков, директор Общественного фонда «Институт Медиа Представителя», член рабочей группы по внесению изменений и дополнений в закон «О телевидении и радиовещании».
10/06/2008 — 11:06
Прямая ссылка на новость: http://bpc.kg/news/3705-10-06-08
BPC: В начале этого месяца президент Кыргызстана подписал закон КР «О телевидении и радиовещании» при условии, что в него будут внесены изменения, на которых настаивает гражданское общество. Кто будет контролировать выполнение данного условия?
Илим Карыпбеков: Действительно, я бы хотел отметить тот позитивный факт, что данный законопроект был подписан с условием, что правительство разработает для него соответствующие изменения и дополнения. Мне хотелось бы верить, что данное условие будет исполнено, потому что мы знаем не один случай, когда указы президента не исполнялись чиновниками.
Так как разработка изменений и дополнений была поручена правительству Кыргызской Республики, то ответственным в лице правительства будет выступать, скорее всего, Министерство культуры и информации. Очень радует то, что правительство активно включилось в деятельность рабочей группы по внесению изменений и дополнений в закон. Мы надеемся, что власти будут до конца придерживаться этой позиции, потому что в том виде, в котором закон подписан на данный момент, он не учитывает мнение ни гражданского сектора, ни представителей телерадиокомпаний республики.
На сегодняшний день мы заканчиваем формирование рабочей группы по внесению изменений и дополнений в закон «О телевидении и радиовещании». Единственное, что сейчас необходимо, — это привлечь в рабочую группу представителей телерадиокомпаний. На данный момент в нее вошли представители правительства, а также некоммерческого сектора, которые работают в медиа-сфере. Таким образом, рабочая группа будет работать над предложениями, которые должны быть направлены парламенту. Я очень надеюсь, что Жогорку Кенеш КР серьезно отнесется к условию, поставленному президентом в отношении упущенных моментов.
BPC: В каких изменениях и дополнениях, по вашему мнению, нуждается закон КР «О телевидении и радиовещании»?
Илим Карыпбеков: Мы видим, что с тех пор как закон «О телевидении и радиовещании» вступил в силу, все телерадиокомпании страны продолжают работать в прежнем формате, никто даже не попытался исполнить нормы закона. Например, это касается 50-процентного вещания на государственном языке, а также того, что половина эфирного времени теле- и радиовещательных организаций должна быть заполнена собственной продукцией. Нет даже попыток следовать закону. Причина этого кроется в том, что они попросту не в силах выполнить поставленные условия ни технически, ни экономически.
В этой связи, очень важным моментом является механизм внедрения нормы двух вышеперечисленных пунктов закона о вещании на государственном языке и собственной продукции. В том варианте, в котором рабочая группа собирается предложить закон парламенту, предусмотрены такие же ограничения на вещание, но при обязательном механизме реализации сроком на определенное количество лет. То есть в течение двух лет СМИ должны довести собственную продукцию до десяти процентов от общего объема вещания, в течение четырех лет – до 30 процентов, в течение шести лет – до 50 процентов и так далее. Если нам необходимо вводить такой механизм, то мы готовы обсуждать точные сроки, главное, чтобы местные телерадиокомпании имели реальные возможности для исполнения данной нормы закона.
Обязательно нужно обратить внимание на процесс лицензирования телерадиовещания. В законе этот момент выглядит абсолютно сырым, и вся прерогатива в данном случае предоставлена правительству КР, что порождает еще один очаг коррупции в недрах государственной власти. Тому органу, который будет заниматься выдачей и отзывом лицензий, будут предоставлены огромные полномочия в этом направлении. Естественно, что в этой ситуации многие СМИ будут пытаться использовать неформальные методы получения или сохранения лицензии. И поэтому здесь должен быть представлен механизм либо судебного отзыва лицензии, либо эти полномочия должны быть предоставлены Национальному совету по телевидению и радиовещанию, создание которого мы также собираемся предложить в своем проекте. Обязательное условие его создания заключается в том, что одна треть членов Национального совета должна избираться из числа представителей гражданского общества. Только тогда им можно будет предоставить такие полномочия. Если власть не собирается создавать Национальный совет, то в этом случае отзыв лицензии должен быть обязательно продекларирован путем судебного разбирательства.
BPC: Когда предложения рабочей группы будут внесены на рассмотрение парламента?
Илим Карыпбеков: Основа законопроекта «О Национальном совете по телевидению и радиовещанию» уже есть. Наши доработки по изменениям и дополнениям в закон – тоже. Рабочая группа, которая будет полностью сформирована до конца этой недели, займется корректировкой идей, которые были разработаны нами совместно с Министерством культуры и информации. Я надеюсь, что к первой декаде осени у рабочей группы будут готовы начальные изменения и дополнения в закон «О телевидении и радиовещании».
BPC: Насколько обоснованы сомнения части гражданского общества по поводу того, что изменения и дополнения так и не будут внесены в закон?
Илим Карыпбеков: Я бы не стал категорично заявлять, что изменения так и не будут внесены. Пока еще рано говорить об этом, ведь президент услышал наши призывы. Поэтому мы надеемся, что оно будет исполнено. В случае же если это условие не будет соблюдено, можно будет говорить, что с нынешней властью диалог невозможен. Пока же этот диалог существует, и мы планируем повысить его уровень.
BPC: Что может помешать эффективному диалогу между властью и медиа-сообществом относительно внесения изменений в закон «О телевидении и радиовещании»?
Илим Карыпбеков: Я боюсь, что в этом законе столкнулись не только интересы СМИ и идеи обеспечения информационной безопасности. Здесь также заключен большой интерес некоторых политических групп, которые используют информационные ресурсы для достижения своих целей. Вот эти подводные камни потенциально и могут разрушить диалог между медиа-сообществом и властью.
BPC: Как представители теле- и радиовещательных организаций отнеслись к тому, что президент подписал данный закон?
Илим Карыпбеков: С момента обсуждения законопроекта «О телевидении и радиовещании» парламентом и до его подписания президентом прошло очень мало времени, и мне кажется, что сейчас большинство телерадиокомпаний находится в ожидании того, что предпримет власть.
По идее, представители правительства уже должны заниматься разработкой механизма внедрения принятого закона. Но, опять-таки, хоть по этому вопросу и отсутствует сплоченность представителей телерадиокомпаний, сейчас их позиция такова, что этот закон может коснуться любой другой организации, но только не их. Это очень халатная позиция. На то и существует закон, чтобы применяться в отношении всех без исключения. Однако на данный момент в любом случае за исключением двух-трех телекомпаний никто не сможет выполнить все нормы закона. И если это коснется какого-либо канала, и будут принуждения со стороны власти, то это может вылиться в негатив не только внутри страны. От этого может пострадать и имидж республики в глазах международного сообщества.
В этой связи, огромное значение имеет выработка рабочей группой реально исполнимых механизмов. Пока ни один государственный орган не предпринимает каких-либо действий по внедрению данного закона. Нашим государственным органам можно предложить воздержаться от каких-либо действий, пока рабочая группа не предложит реальные варианты внедрения этого закона.
Интервью подготовила Дина Токбаева, BPC