Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Юристы и правозащитники обратились к президенту Садыру Жапарову с просьбой отозвать проект Закона «О некоммерческих неправительственных организациях», инициированный Администрацией президента.

По их словам, они выступили с такой просьбой, «учитывая дискриминационный характер законопроекта, его противоречие Конституции страны и международным обязательствам, а также негативные последствия для общества, в случае его принятия».

«Законопроект является беспрецедентным за всю историю независимости Кыргызстана, которая считалась “островком демократии” в нашем регионе», – отметили они.

Юристы и правозащитники считают, что законопроект не соответствует Конституции, Гражданскому кодексу, Закону «О нормативных правовых актах», а также международным стандартам о праве на свободу объединения.

Они рассказали, что в законопроекте есть много недостатков и нарушений.

Недопустимое понятие «некоммерческие неправительственные организации»

По словам написавших обращение, законопроект содержит понятие «некоммерческие неправительственные организации», в то время как «ни в Конституции, ни в Гражданском кодексе такое определение не предусмотрено». По их словам, гражданский кодекс определяет только два вида юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации.

«Использование понятия “Некоммерческие неправительственные организации» в случае принятии Законопроекта недопустимо, так как согласно Закону “О нормативных правовых актах”, если нормы законов расходятся с нормами кодексов, могут применяться только после внесения в кодексы соответствующих изменений», – говорится в обращении.

Ограничения при создании НКО

Юристы и правозащитники считают, что в законопроекте есть следующие незаконные ограничения при создании НКО.

  • Запрет для иностранцев

Согласно законопроекту, учредителями НКО не могут быть иностранные лица и лица без гражданства.

«Международный пакт о гражданских и политических правах признает право на свободу объединения за всеми, запрет на создание НПО иностранцами нарушает эту статью. За “всеми” имеются в виду кыргызстанцы, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица. Такое же определение содержится и в Конституции Кыргызстана», – отмечается в обращении.

  • Минимальное количество учредителей

По законопроекту, минимальное количество учредителей в случае если учредителями выступают физлица составляет 10 человек. В обращении юристов говорится, что в этом нет никакой целесообразности и обоснованности.

«Согласно Закону “О нормативных правовых актах” нормотворческая деятельность должна осуществляться на принципах, в том числе, целесообразности и обоснованности, то есть любое ограничение должно быть, обоснованным и целесообразным», – отметили они.

  • Необоснованная норма «О противодействии терроризму»

В законопроекте есть такая норма, как привлечение кыргызстанцев, общественных и религиозных организаций к ответственности в соответствии с Законами «О противодействии экстремистской деятельности» и «О противодействии терроризму».

«Это ограничение необоснованное, так как нормы этих законов теоретически могут нарушать все юрлица (коммерческие организации в том числе), при этом ограничение относится только к общественным и религиозным организациям. Ограничение противоречит принципу о свободе объединений, разработанных ОБСЕ и Венецианской комиссией», – считают юристы и правозащитники.

  • Наименование

По законопроекту, НПО могут отказать в регистрации из-за наименования организации, оскорбляющего нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

«Здесь имеет место юридическая неопределенность: кто определяет оскорбление? Какое количество граждан оскорбляет? Достаточно ли оскорбление двух граждан?» – задаются вопросом правозащитники.

  • Источники доходов

Согласно законопроекту, могут устанавливаться ограничения на источники доходов НПО отдельных видов.

Однако, в обращении говорится, что согласно докладу ООН, возможность объединений изыскивать, получать и использовать ресурсы из отечественных, зарубежных и международных источников является неотъемлемой и важнейшей частью права на свободу объединения.

  • Контроль

Законопроект позволяет органам Прокуратуры, Минюста и Налоговой службы направлять своих представителей для участия, в проводимых неправительственной организацией, мероприятиях.

Юристы и правозащитники отметили, что согласно закону, государство обязано воздерживаться от вмешательства во внутренние дела объединения и уважать его право на неприкосновенность частной жизни.

  • Регистрация

В обращении говорится, что согласно законопроекту, срок регистрации неправительственных организаций – 30 дней, в то время как коммерческие организации регистрируют в течение трех рабочих дней.

  • Ликвидация

Также, согласно законопроекту, возможна принудительная ликвидация неправительственных организаций путем подачи заявления в суд органами Прокуратуры, Минюста и его территориальными подразделениями.

Основания для подачи заявления могут быть – нарушения законодательства, систематическое нарушение уставных целей и непредставление сведений, предусмотренных в Законопроекте неправительственными организациями в установленные сроки.

«Эти ограничения нарушают принцип пропорциональности, так как принудительная ликвидация должна быть пропорциональна преследуемой законной цели и применяться лишь в тому случае, когда более мягкие меры будут недостаточны. Не представление отчетностей и иных сведений не должен вести к принудительной ликвидации», – говорится в обращении.

  • Ограничение на вид деятельности

Также законопроект предусматривает ограничения на вид деятельности, которыми вправе заниматься НПО отдельных видов.

«Ограничивая определенные виды деятельности, эта норма ограничивает правоспособность НПО, которая может быть ограничена исключительно в случаях и порядке, предусмотренном законом. В законе должно быть указано, в каких случаях возможны ограничения НПО, иначе мы сталкиваемся с юридической неопределенностью», – считают юристы.

  • Преследование

Юристы отметили, что согласно законопроекту, также предусматривается преследования за создание и деятельность НПО, посягающих на здоровье и нравственность населения, права и, охраняемые законом, интересы граждан.

«Эта норма также содержит юридическую неопределенность, вопросы нравственности больше относится к моральным нормам, нежели к правовым, так как тяжело дать оценку посягательства на нравственность населения. То, что может быть нравственным одной группе, может быть безнравственным для другой группы», – отметили они.

  • Перерегистрация

Еще одним недостатком законопроекта, юристы считают то, что НПО, зарегистрированные до 1 мая 2023 года, обязаны пройти перерегистрацию до 31 декабря 2023 года (согласно данным Минюста на сегодня есть более 22 000 НКО).

В случае непрохождения государственной перерегистрации, с 1 января 2024 года НКО считается ликвидированным.

«Согласно докладу ООН регистрация не должна рассматриваться, как экзамен на получение разрешения. При создании организации должен действовать уведомительный, а не разрешительный порядок, а принятые законы не должны требовать перерегистрации уже зарегистрированных объединений», – считают юристы и правозащитники.

В обращении также говорится, что принятие законопроекта приведет к коррупции, так как у сотрудников надзорного органа автоматически появятся полномочия и персональный контакт с сотрудниками некоммерческих организаций.

Юристы и правозащитники согласны с тем, что необходимо развивать более благоприятные условия для гражданского общества и совершенствовать сотрудничество между государством и некоммерческим сектором. Они отметили, что готовы встретиться для этого с президентом.

https://kloop.kg/blog/2022/11/07/yuristy-i-pravozashhitniki-trebuyut-prezidenta-otozvat-zakonoproekt-ob-nko-iz-za-ego-opasnosti/