Администрация президента опубликовала сегодня, 2 ноября, новый проект Закона «О некоммерческих неправительственных организациях».
Почему появляется новый закон?
В справке-обосновании говорится, что многократно возрастают политико-правовые требования к созданию и деятельности некоммерческих неправительственных организаций.
Утверждается, что на данный момент невозможно установить, сколько НПО в Кыргызстане, поскольку по нынешнему закону регистрация НПО не является обязательной.
В настоящее время назрела необходимость в разработке и принятии законодательного акта, регулирующего общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, закрепляющего особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих неправительственных организаций, с учетом интересов государства и обеспечения общественной безопасности, защиты нравственности, здоровья населения, национальных и религиозных чувств граждан.
Документ разработан в целях обеспечения открытости, публичности деятельности некоммерческих организаций, в том числе структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Что предлагается?
В законопроекте предусматривается закрепить положения, предоставляющие государству контрольные функции при создании некоммерческих неправительственных организаций: неправительственная организация, в том числе филиалы и представительства иностранной НКО, подлежит обязательной государственной регистрации в Минюсте КР, причем отказ в регистрации может быть обжалован в суде.
Проект закона раскрывает понятие «иностранная НПО»и порядок осуществления деятельности данных организаций на территории КР.
Генпрокуратура будет контролировать и надзирать за соответствием деятельности НКО целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству КР.
Госорганы будут иметь право:
- Запрашивать у органов управления НКО их распорядительные документы.
- Запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности НКО у органов госстатистики, налоговых органов и иных органов госнадзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций.
- Направлять своих представителей для участия в проводимых НКО мероприятиях.
- Проводить проверки соответствия деятельности НКО, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, установленном уполномоченным органом.
В случае обнаружения нарушений Генпрокуратура будет иметь право вынести предупреждение об устранении и срок его устранения.
Авторы законопроекта указывают, что в нем уделено большое внимание вопросам обеспечения прозрачности при финансировании НКО: конкретизированы источники финансирования НПО, предусматривается обеспечение доступности сведений о финансировании членам НПО, общественности и компетентным госорганам; целевое использование финансовых средств; вводится ежегодная финансовая отчетность НПО.
При этом предусматривается внедрение экономической поддержки неправительственных организаций органами госвласти и МСУ КР.
Формы оказания такой поддержки:
- предоставление в соответствии с законодательством КР льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов НКО, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях;
- предоставление НПО льгот по освобождению (полное либо частичное) от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;
- размещение среди НПО заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку неправительственным организациям, работающим в соцсфере.