«В отличие от некоторых других стран центрально-азиатского региона, в Кыргызстане нет таких веб-ресурсов, которые блокируются постоянно, как это, например, происходит в Узбекистане с сайтом ferghana.ru», — сказал в интервью ВРС Нарт Вильнев (Nart Villeneuve), директор лаборатории технических исследований Университета Торонто (Канада), которая занимается мониторингом доступа к веб-сайтам, расположенным в разных странах мира.
«В последнее время мы все чаще регистрируем факты технических блокировок тех или иных ресурсов. В том числе, это касается и Кыргызстана. Это говорит о повышении угрозы фильтрования веб-ресурсов, существующих в республике», — отметил эксперт.
«При этом я хотел бы обратить внимание на то, что в Центральной Азии все чаще применяется политическое фильтрование Интернет-ресурсов. Специально используемые для этого Интернет-фильтры легко управляют содержанием ресурсов, а также контролируют доступ пользователя к их разделам. Более продвинутые фильтры могут блокировать или даже отслеживать доступ к комнатам чата, группам новостей или системе немедленной передачи текстовых сообщений».
В интервью Вильнев сказал, что для подобной блокировки, многие фильтры имеют базы черных и белых списков веб-сайтов. При этом они содержат подробную информацию о том, информацию с какими ключевыми словами следует скрывать от пользователей
«Я хотел бы подчеркнуть, что если так называемое социальное фильтрование, которое ограничивает доступ к порнографии и азартным играм в режиме он-лайн, поддерживается во всех странах, и это общеизвестный факт, то политическое фильтрование осуществляется скрыто. Никто никогда вам прямо не скажет, что тот или иной сайт подвергается цензуре в связи с содержанием на нем политического контента. Однако это можно узнать на основе наших мониторингов и анализов, которые мы проводим регулярно», — подчеркнул Нарт Вильнев.
По словам эксперта, «лидерами по политическому фильтрованию в мире являются Китай, Иран и Бирма, в Центральной Азии — это Узбекистан». При этом очень важным аспектом Вильнев назвал то, каким образом политическое фильтрование фигурирует в законодательстве страны. По этому поводу он отметил: «Например, если в одних странах оно разрешено на законодательном уровне, то в других данная норма вообще не упоминается в законах, однако фильтрование все равно имеет место».
«В Узбекистане четко фильтруются ресурсы политической оппозиции. В Таджикистане политическое фильтрование применяется периодически. В Казахстане же вновь возобновлен доступ к некоторым Интернет-ресурсам, которые до недавнего времени были заблокированы. Это относится к блог-платформам и LiveJournal», — отметил специалист.
«Что касается Кыргызстана, то на данный момент, насколько нам известно, в вашей республике не практикуется регулярная фильтрация. То есть, в отличие от некоторых других стран центрально-азиатского региона, в Кыргызстане нет таких веб-ресурсов, которые блокируются постоянно, как это, например, происходит в Узбекистане с сайтом ferghana.ru. Тем не менее, нам постоянно поступают сообщения из вашей страны о том, что те или иные веб-сайты в зоне KG бывают недоступными в течение какого-то периода времени», — отметил Вильнев.
«С одной стороны, отсутствие регулярной фильтрации может говорить о том, что Кыргызстан обладает более высоким уровнем политических свобод по сравнению с другими государствами Центральной Азии. Однако с другой стороны, это может говорить и о том, что ваша страна еще не успела освоить методы политического фильтрования», — подчеркнул Нарт Вильнев.
«Могу отметить, что незадолго до политических событий в 2005 году в Кыргызстане имели место несколько крупных атак. Мы анализировали ситуацию и даже узнали, что на адреса некоторых Интернет-провайдеров поступали письма с угрозами, в случае, если они не заблокируют определенные ресурсы», — отметил Вильнев.
Отвечая на вопрос о том, как технически проводятся атаки на веб-ресурсы, эксперт сказал: «В пиковое время на веб-сайты направляются DNS-атаки, что и приводит к временному отказу в доступе к конкретному ресурсу. Однако Интернет-провайдеры, озабоченные безопасностью, могут сами закрыть доступ к такому ресурсу. Такие случаи уже имели место в центральной Азии, в том числе, и в Кыргызстане».
Рассказывая о деятельности собственной компании, Нарт Вильнев сказал: «В своей лаборатории мы составляем список веб-сайтов по всему миру, которые потенциально могут подвергнуться атакам. Таким образом, у нас есть хорошее представление о состоянии свободных СМИ, политической оппозиции и так далее. В этом вопросе мы также сотрудничаем с эдвокаси-организациями в регионах. Мы стараемся анализировать как можно большие объемы информации на предмет того, какого рода атаки имеют место, и откуда они исходят. Проблема заключается в том, что доказать, откуда исходят атаки на определенный ресурс технически очень сложно, особенно если атаки непостоянны, а в большинстве случаев это именно так и есть. Все зависит от технических приемов, используемых при атаках. В большинстве случаев специалисты нашей лаборатории могут с большей долей вероятности определить, откуда они исходят».
«В общей сложности мы постоянно тестируем 1 500 сайтов по всему миру. Кроме того, мы особенно внимательно мониторим несколько сотен сайтов в постсоветских странах, причем, около 200 сайтов из Кыргызстана. Это Интернет-издания и блог-платформы. Особое внимание мы уделяем политическому фильтрованию», — заключил Нарт Вильнев.
Источник: http://bpc.kg/news/5435-18-02-09