Президент вернул с возражениями законопроект о регламенте Жогорку Кенеша. Доработкой документа занимается согласительная группа из пяти депутатов и четырех чиновников. Первое заседание состоялось 8 сентября. О ее работе 24.kg рассказала член фракции «Бутун Кыргызстан» Гуля Кожокулова.
Кто вошел в группу?
Интересы исполнительной ветви власти представляют:
— министр юстиции Аяз Баетов,
— заместитель руководителя аппарата Верховного суда Эркин Искаков,
— заместитель полномочного представителя кабмина в Жогорку Кенеше Нурлан Бообеков,
— заведующий отделом правового обеспечения администрации президента и кабинета министров Алмаз Айылчиев.
Эти имена озвучил представитель президента и кабинета министров в парламенте Алмасбек Абытов на заседании комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша 6 сентября. Тогда он просил дать чиновникам шесть мест в группе, аргументируя тем, что многие возражения должны дорабатываться со стороны представителей органов исполнительной власти. Но депутаты не согласились быть в меньшинстве и забрали пять мест из девяти.
Интересы законотворцев, по данным Гули Кожокуловой, отстаивают она, а также инициатор законопроекта Марлен Маматалиев («Ынтымак»), Замир Мамасадыков («Ыйман Нуру»), Нурбек Сыдыгалиев («Ишеним») и Мейкинбек Абдалиев («Ата Журт Кыргызстан»).
Эти парламентарии будут иметь право голоса в обсуждении возражений. Другим разрешено присутствовать на заседаниях группы в качестве наблюдателей без права голоса.
О главном споре
По словам Гули Кожокуловой, согласительная группа намерена завершить доработку документа в кратчайшие сроки. Процесс пошел.
Всего рассматриваются возражения по 35 пунктам.
«Мы удивлены, почему администрация президента так заинтересована в документе. Он предназначен для депутатов. Мы не занимаемся перетягиванием одеяла и не пытаемся повысить свой статус. Этого и не надо делать, потому что в Конституции определены полномочия законодательного органа», — сказала Гуля Кожокулова.
Она отметила, что нардепы не намерены приписывать себе полномочия, которые им не положены. К примеру, коллеги согласны с возражением президента о том, что он как главнокомандующий сам вправе принимать решение о введении войск.
Основной спорный вопрос, по словам собеседницы, касается Верховного суда. Он не будет предоставлять информацию о своей деятельности депутатам.
«Как это так, если в Конституции прописано, что президент ежегодно предоставляет информацию парламенту. Тогда в чем проблема, если Верховный суд будет тоже это делать. Здесь не стоит вопрос о вмешательстве в правосудие. Мы должны знать о работе судебной системы, а не о каких-то конкретных делах», — комментирует Гуля Кожокулова.
Она считает, что сейчас депутаты чувствуют персональную ответственность и дорожат своим мандатом, поэтому не будут вмешиваться в конкретные уголовные дела. Информация Верховного суда необходима для анализа.
«Мы же должны знать, как рассматриваются уголовные дела по фактам насилия в отношении женщин, детей. Как с этим обстоит ситуация в регионах. У нас четко прописано, что при заслушивании информации соблюдается принцип невмешательства», — пояснила нардеп.
По словам Гули Кожокуловой, чрезмерно активная защита интересов судов со стороны администрации президента вызывает много вопросов.
«При этом согласование кандидатур судей, председателей Верховного и Конституционного судов проходит через депутатов Жогорку Кенеша», — напомнила депутат.
Возражение по бюджету
Согласно возражению главы государства, депутаты могут заслушивать информацию об исполнении бюджета, но за исключением отчетов Соцфонда и Фонда обязательного медицинского страхования.
«Здесь они ссылаются на Бюджетный кодекс. Я им говорю, откройте его, статья 9. Четко прописано, что в республиканский бюджет входят и консолидированный, и все остальные бюджеты, в том числе Соцфонд и ФОМС. В этом же кодексе прописано, что ежегодно в Жогорку Кенеше принимается закон об исполнении этого бюджета. А как мы будем принимать закон, если не будем слушать их отчет? На основании чего, справки?» — интересуется Гуля Кожокулова.
Также, по ее словам, чиновники оспаривают возражение по депутатским группам и фракциям.
«Чиновники хотят нивелировать понятие «депутатские группы и фракции». То есть депутат должен существовать, а объединяться во фракции или группы у него нет права. Это превращает структуру Жогорку Кенеша в послушный орган», — пояснила Гуля Кожокулова.
Вместе с тем она отметила, что это противоречит конституционному закону о статусе депутата Жогорку Кенеша, где предусмотрены права на объединение во фракции и группы.
Также, по словам Гули Кожокуловой, чиновники могут отстоять возражение по исключению правительственного часа и правительственного дня.
«Их смущает, что мы их отвлекаем от работы. Сейчас мы ближе к тому, что эта позиция останется. По многим вопросам они попросили время, чтобы подумать», — заключила Гуля Кожокулова.