«Главные новости в Кыргызстане — это совсем не то, что затрагивает наибольшее количество населения и влияет на его жизнь», — считает известный украинский медиа-эксперт Зоя Казанжи, ответившая на вопросы ВРС.
ВРС: Как вы оцениваете уровень свободы слова кыргызстанских СМИ, в частности, информационных Интернет-изданий?
Зоя Казанжи: Начну с того, что перед тем как ехать в чужую страну я внимательно просматриваю Интернет. Для меня отправной точкой считаются новости нескольких сайтов, которые подают информацию “за” и “против”, тем самым, предоставляя несколько точек зрения. Интернет-журналисты не имеют внутренних запретов и руководствуются, прежде всего, профессиональными стандартами, они даже не знают, что можно писать по-другому.
Интернет в Кыргызстане разношерстный и открытый. Как пользователь, прочитав несколько сайтов, я могу представить полную картину происходящего в стране. Однако этого я не могу сказать о телевидении. Просматривая телевизионные каналы вашей страны, я понимаю, что у вас редко показывают события так, как они происходят на самом деле. Здесь можно говорить о том, что население получает некачественную информацию в этом плане. Телевизионщики подают материалы дозировано и не всегда достоверно.
Приведу пример. Когда я смотрела ваши телеканалы, то увидела, что на некоторых из них главной новостью выходит сюжет о том, что некий работник прокуратуры проводит пресс-конференцию, на которой обвиняет сына известного оппозиционера в присвоении двух автомобилей «Лексус» и получении обманным путем 40 тысяч долларов США якобы в долг. Так вот, на тот день это стало главной новостью страны… И лишь пятым сюжетом пошла новость о том, что на перевале по дороге Ош-Бишкек сошла снежная лавина и 300 машин простояли заблокированными в течение суток. Лишь на следующий день приехали представители МЧС, и на вопрос одной из пострадавших, почему они так долго добирались, спасатели ответили, что слишком поздно узнали о сходе лавины. При этом никто из журналистов не задается вопросом о том, почему МЧС так поздно отреагировало на происшествие. На основании этого примера я хочу сказать, что главные новости в Кыргызстане — это совсем не то, что затрагивает наибольшее количество населения и влияет на его жизнь.
ВРС: Со времени вашего последнего визита в Кыргызстан, у нас произошло важных события: заморожена инициатива по приравниванию Интернет-изданий к СМИ, а право выделения и регистрации доменов перешло Кыргызпатенту. Как вы можете это прокомментировать?
Зоя Казанжи: Это свидетельствует о том, что Кыргызстану не удается развиваться в отрыве от европейских ориентиров и ценностей. Иными словами, невозможно строить свободу СМИ по-кыргызстански.
Политики пытаются урегулировать все подряд. Они мечтают, чтобы люди ходили шеренгами и ни о чем не думали. Поэтому попытки регулировать Интернет происходят как в Кыргызстане, так и на Украине.
Здесь возникает вопрос о том, почему конкретный кыргызстанский депутат сначала выступал за приравнивание Интернет к СМИ, а потом отказался от своих намерений. Я не думаю, что власть поняла и осознала ошибочность данной нормы. Власть отступила под давлением, как мирового сообщества, так и сообщества внутри страны.
Я думаю, что это был некий тест общественности Кыргызстана в целом и журналистов, в частности. С одной стороны, общество могло немного пошуметь, а потом перестать говорить на эту тему и тогда бы депутаты приняли законопроект. Однако вышло наоборот. Журналисты поняли, какую угрозу несет законопроект, и выступили с протестом. На мой взгляд, исходя из такой реакции, власти постараются принять эти законодательные нормы в другое время и в других условиях. Я думаю, что не надо воспринимать отказ депутата о его инициативы, как окончательный.
Попытки регулирования Интернет-среды Кыргызстана будут предприниматься и далее. Расслабляться не стоит. Политикам вашей страны не нужна свобода прессы. Они за нее борются только тогда, когда находятся в оппозиции, а, придя к власти, они пытаются сразу от нее избавиться. Они прекрасно понимают, что более эффективно управлять неосведомленными людьми.
Власти продолжат искать другие возможности регулирования сети, причем, для этого совсем необязательно принимать законопроекты. Есть разные технологии борьбы с оппозиционными сайтами, форумами и т.д. Примером может служить Украина.
Когда у нас имела место аналогичная ситуация, владельцы сайтов собрали пресс-конференцию, на которой рассказывали о том, что к ним приходят люди из службы безопасности Украины, требовали у них IP-адреса, логины, пароли сайтов. Следует обратить внимание на то, что процессы регулирования могут быть завуалированы благими намерениями, такими как борьба с терроризмом или угроза национальной безопасности. И здесь возникает другая опасность. Можно очень хорошо отрегулировать Интернет-провайдеров. Это люди, которым можно пригрозить, задавить налогами, экономическими санкциями и они выполнят поставленные перед ними условия.
Что касается того, что распределением доменов будет впредь заниматься Кыргызпатент, то это можно рассматривать еще как одну попытку регулирования сети. Вместе с тем, если открыть домен в другой зоне, то я не исключаю того, что это может привести к блокировке внешней информации. С развитием технологий Интернета, будут развиваться и всевозможные технологии запрета.
Северная Корея и Китай очень четко блокируют Интернет. Это не так уж и тяжело сделать. В Кыргызстане будут иметь место такие же тенденции. Причем, они станут более жесткими с приближением президентских выборов.
ВРС: Какой положительный опыт кыргызстанские онлайн-издания могут перенять у украинских?
Зоя Казанжи: Медиа в Украине научились зарабатывать деньги, работать с рекламой, серьезно занялись менеджментом и обучением кадров, продвижением своих изданий. Это крайне полезный опыт. Однако, занимаясь этими делами, они упустили содержательную часть своих порталов, то, что называется контентом.
Это привело к тому, что в прошлом году в Украине произошел бум потребности именно в образовании сетевых журналистов, в том, как научить журналиста работать с новостями, собирать информацию, задавать вопросы, подавать информацию и писать материалы.
Это произошло потому, что начался и активно продолжается бурный рост Интернет-медиа. Владельцы сайтов поняли, что люди в Интернет идут за контентом, им совершенно не интересны иллюстрации, рисунки, они хотят читать новости и получать информацию. Пользователи глобальной сети — это динамичные люди, которые умеют пользоваться информацией, которые хотят видеть качественный контент, чтобы из короткого контекста они сразу оказались в курсе происходящего.
В этой связи я думаю, что кыргызстанским онлайн-изданиям нужно уделить больше внимания такому сегменту, как маркетинг. Кризисные вещи, куда входят подорожание бумаги и типографских услуг, могут привести к бурному развитию Интернет-медиа и плавного перетекания в него рекламных денег из традиционных СМИ. Этим можно грамотно воспользоваться.
В заключение я хотела бы сказать, что когда страна находится на пике в какой-либо сфере, у нее остается два пути: либо брать другие высоты, либо скатываться вниз. Пока что Кыргызстан не достиг пика своего развития, и мне нравится, что у ваших журналистов есть стремление к чему-то большему. У них горят глаза, и им интересно то, что они делают. Меня воодушевляет и обнадеживает, что ваши журналисты не равнодушны к событиям, происходящим в стране.
Интервью подготовила Екатерина Иващенко, ВРС