«Я считаю неслучайным тот факт, что мы практически не слышим о таких случаях, когда давлению подвергаются те работники СМИ, которые описывают культурные или спортивные события», — отметил сегодня в интервью медиа-эксперт, руководитель ОО «Журналисты» Марат Токоев. Он дал свою оценку уровню свободы кыргызстанских журналистов и их личной безопасности при осуществлении профессиональной деятельности.
В интервью эксперт отметил, что между безопасностью журналистов и свободой слова существует прямая взаимосвязь. Он объяснил это следующим образом: «Когда журналист боится быть наказанным за собственный материал, он перестает быть объективным. Он не стремится откровенно освещать те или иные темы, боится лишний раз поднять острую проблему. В таких случаях можно прямо сказать, что ни о какой свободе слова не может быть и речи».
«Журналист, точно также как и любой другой человек испытывает чувство тревоги или беспокойство в случаях, когда подвергается давлению. Фактически, у него появляется внутренняя самоцензура. Причем, при физическом давлении она заметно усиливается».
«Хочу отметить, что многие путают слова цензура и профессионализм. Самоцензура – это когда у журналиста существуют опасения за личную безопасность при освещении острой темы, и он пытается ее смягчить. В свою очередь, профессионализм, это тогда, когда журналист строго придерживается негласных норм и принципов», — подчеркнул эксперт.
«У меня есть друг — журналист, который ведет собственную телепрограмму. Так он говорит, что когда работает в эфире, то готов свернуть горы и ничего не боится, но когда вечером возвращается домой, каждый раз проклинает себя за то, что выбрал эту профессию. Так что нельзя считать, что, освещая острые темы, журналисты не задумываются о последствиях этого. После долгих раздумий некоторые даже начинают писать совершенно на нейтральные темы, либо занимаются исключительно культурными и официальными темами», — отметил руководитель ОО «Журналисты».
«Я считаю неслучайным тот факт, что мы практически не слышим о таких случаях, когда давлению подвергаются те работники СМИ, которые описывают культурные или спортивные события. Чаще всего, прессингу подвергаются журналисты, которые выбирают острые проблемы политического и общественного характера. Именно они больше других и страдают. Ведь когда начинаются политические баталии, общественно-политическое напряжение в обществе нарастает, и таким материалам уделяется самое большое внимание. Далее следует реакция от недовольных сторон».
Также Марат Токоев обратил внимание на то, что не в последнюю очередь на росте самоцензуры кыргызстанских журналистов отражается выдвижение против них судебных исков: «Чаще всего это случается тогда, когда журналисты пишут критические статьи о конкретных людях, критикуя их деятельность. Нередки случаи, когда герой публикации считает, что СМИ изменило факты, или неточно передало его прямую речь. При этом я могу сказать, что не исключены случаи, когда журналисты действительно публикуют статьи, выдавая свое субъективное мнение за факт. В этом деле многое зависит еще и от того, кого конкретно критикуют журналисты, депутата, чиновника или президента. Кстати, сам глава государства еще никогда не судился ни с одним журналистом, но за него хорошо заступается Генеральная прокуратура. Она не раз рассылала предостережения СМИ с просьбой быть более корректными».
Во время интервью ВРС также попросил Марата Токоева дать рекомендации тем журналистам, которые занимаются подготовкой острых материалов, но при этом хотят максимально защитить себя от морального или физического прессинга.
«Главное, всегда руководствоваться только фактами. Журналисты это умеют делать, когда хотят, они пишут очень грамотно. Было бы хорошо, если бы все наши журналисты уделяли больше внимания достоверным сведениям и старались писать, не переходя на личности», — сказал руководитель ОО «Журналисты».
Между тем, эксперт посетовал на то, что даже если журналист ссылается на факты и пишет все, как есть, это не гарантирует того, что ему удастся избежать давления. В качестве подтверждения своих слов, он привел статистические данные о случаях нападений на журналистов.
Так, по его словам, за 2004 год было зафиксировано 8 случаев нападений на журналистов, в 2005 – 14, 2006 – 12, 2007 – 19 случаев нападений, 6 фактов угроз и одно убийство – Алишера Саипова. Наряду с этим, Марат Токоев обратил внимание на то, что за минувший год имели место 5 случаев нападения на журналистов и 1 угроза.
«В случаях, когда не помогают судебные иски, некоторые порой прибегают к таким инструментам давления на журналистов, как угрозы и избиения. По этому поводу я хотел бы сказать, что в таких случаях безопасности журналиста должны уделять большое внимание руководители СМИ. Например, очень важна экипировка журналиста, когда он работает на митингах. Межу тем, сегодня многие СМИ не могут обеспечить своих сотрудников даже мобильной связью и элементарной аптечкой. Очень важна и юридическая подготовленность журналистов. В целом, было бы хорошо, если бы каждый материал предварительно проходил юридическую экспертизу», — рассказал Марат Токоев.
«Многих проблем удалось бы избежать, если бы более профессионально проводилась подготовка будущих журналистов в ВУЗах. Сейчас же с этим большая проблема. Бывают случаи, когда некоторые выпускники факультетов журналистики не могут даже нескольких слов связать в одну фразу», — отметил эксперт.
В заключение интервью Марат Токоев сказал: «Я хотел бы призвать журналистов быть солидарными. Нужно понимать, что если сегодня вдруг избили одного журналиста, то завтра могут избить другого. Поэтому очень важно широко освещать случаи избиения журналистов».
Лира Минкина, ВРС
Источник: http://www.bpc.kg/news/6155-23-04-09