Длящееся в течение полутора лет расследование по делу об убийстве журналиста узбекской национальности Алишера Саипова, застреленного в южной столице Кыргызстана, городе Ош, получило новый толчок после обнаружения орудия убийства.
Однако, по словам руководителя следствия, продолжающееся не один день расследование еще далеко не закончено, и работа по сбору доказательств, которые могут быть представлены в суде и обеспечить вынесение обвинительного приговора, продолжается.
Эшмурза Азимжанов – следователь с 20-летним стажем, прошедший обучение в ФБР – занимается этим делом с момента убийства Саипова недалеко от офиса журналиста в городе Ош в октябре 2007 года. По словам Азимжанова, активные, дорогостоящие и требующие больших затрат следственные действия, учитывая к тому же их сложность и географический охват, потребовали межведомственного подхода к делу.
Саипов был убит из пистолета Макарова, который был обнаружен 24 февраля в рамках проведения операции по борьбе с наркотиками в Баткене. Результаты баллистической экспертизы, полученные в начале апреля, подтвердили: Саипов был застрелен именно из этого оружия. На момент его гибели представители организаций по защите прав СМИ подозревали в причастности к этому убийству узбекские спецслужбы.
По словам Азимжанова, обнаружение орудия преступления окажет помощь следствию, но оно является лишь одной из частей сложнейшей головоломки. Но одно можно утверждать наверняка: у Саипова имелись серьезные враги, а его гибель является результатом тщательно спланированного заказного убийства, отметил Азимжанов в интервью EurasiaNet 9 апреля.
Как руководитель расследования, он рассматривает все версии. Представители следственной бригады не сбрасывают со счетов возможности, что убийство могло быть связано с профессиональной деятельностью Саипова, и за нападением на него могли стоять некиргизские элементы. «В ходе расследования любого дела требуется проделать огромную работу, но в случае убийства Саипова нам нужно быть предельно внимательно изучать все обстоятельства, поскольку все заказные убийства очень тщательно планируются и исполняются. Нам пришлось создать несколько следственных групп и потратить много времени и усилий на это расследование, – продолжил он. – Кроме того, убийство было совершено в 7 часов 8 минут вечера, у нас имеются свидетели, но из-за темноты они не смогли хорошо рассмотреть лиц. Мы продолжаем день и ночь работать над этим делом».
Следствие рассматривает целый ряд возможных мотивов, подчеркнул Азимжанов. «У нас есть множество версий, и мы их все отрабатываем, – заметил он. – Но на данный момент официально ничего сказать не можем, поскольку все свои слова мы должны уметь доказать».
Оружие, из которого был убит Саипов, фигурирует также в инциденте с дракой в эксклюзивном бишкекском ночном баре, имевшем место в феврале 2008 года, фигурантом которого является сын лидера оппозиции Аликбека Джекшенкулова. По словам Азимжанова, в ходе расследования по делу Саипова следствием был обнаружен еще один пистолет, принадлежащий Джекшенкулову (не имеющий отношения к убийству Саипова). По имеющимся данным, из него в Таласе в 2007 году был убит гражданин Турции.
В настоящее время Джекшенкулов находится под арестом в ожидании суда по предъявленным ему обвинениям. По словам Азимжанова, это два совершенно отдельных расследования. Тем не менее, дело Джекшенкулова привлекло ненужное внимание со стороны общественности, признал следователь. «Так случается, что расследуя одно дело, мы наталкиваемся на аспекты, имеющие отношение к другому делу», – говорит он.
Дело Саипова по-прежнему привлекает внимание общественности, а правозащитники то и дело критикуют за него власти. По словам председателя кыргызского фонда «Журналисты» Марата Токоева, его организация «потрясена» тем, как идет следствие.
«Думаю, что они хотят убить одним выстрелом трех зайцев. Во-первых, они хотят успокоить СМИ, обнародовав какие-то результаты. Во-вторых, они хотят запугать Джекшенкулова, и, в-третьих, они хотят остаться в хороших отношениях со спецслужбами Узбекистана, отсекая их причастность к этому делу», – говорит он.
По словам Токоева, у него есть «большие сомнения» в том, что дело когда-нибудь завершится наказанием виновных. «На мой взгляд, даже если они и закончат следствие, то могут назвать другие имена и сфальсифицировать результаты», – подчеркивает Марат Токоев.
По мнению же руководителя Ошского ресурсного центра средств массовой информации Максуды Айтиевой, следствие «пошло по неверному пути». По ее твердому убеждению, мотив убийства напрямую связан с профессиональной деятельностью Саипова, и разрабатывать стоит лишь его. Такого же мнения придерживаются и многие международные организации по защите СМИ.
По словам Азимжанова, следователи понимают, что ход следствия во многом станет мерилом приверженности Кыргызстана демократическим принципам. «Международное внимание лишь удваивает нашу ответственность, состоящую в том, чтобы довести это дело до конца и доказать, что мы способны работать с подобными делами и гордиться достигнутыми результатами. Такое внимание не отвлекает, а, в определенной степени, помогает», – подчеркнул представитель правоохранительных органов.
Дейдре Тайнан
От редактора: Дейрдре Тайнан является бишкекским корреспондентом EurasiaNet.
Источник: http://www.tazar.kg/news.php?i=»10343