Блогер и гражданский активист Бакмурат Токтогулов 21 июня побывал на допросе в Государственном комитете национальной безопасности (ГКНБ). За критику в адрес властей в социальных сетях. Ранее в КР таким же образом вызывались на допросы другие блогеры, некоторые из них находятся в заключении.
Сам Бакмурат Токтогулов пояснил, что допрос касался около 20 его публикаций в социальных сетях. В последнее время он публиковал на своей странице в Facebook посты с критикой в адрес властей:
− Я периодически делаю публикации, где открыто высказываю критику в связи с экономической и политической ситуацией в стране. В связи с этим со мной побеседовали и вынесли устное предупреждение. Угроз и запугивания не было, но разъяснили в рамках закона. Каких-то ограничений типа «это пиши, а это не пиши» не было. Можно сказать, что провели разъяснительную работу. Но в моих постах не было ничего разжигающего межнациональную, межрелигиозную или межрегиональную рознь. И не будет, за рамки закона я не выйду.
Бакмурат Токтогулов добавил, что пробыл в ГКНБ около полутора часов и повторно его на допросы не вызывали.
В спецслужбе заявление блогера не комментируют.
Ранее ГКНБ вынес официальное предостережение журналисту Канату Каниметову — в связи с высказанным им в социальных сетях мнением по поводу смерти политолога Марата Казакпаева. На своей странице в Facebook журналист разместил этот документ, подписанный начальником управления спецслужбы. В нем сказано, что заявление Каниметова и его обвинения не соответствуют действительности и не подтверждены какими-либо фактами, то есть он «безосновательно обвинил» органы власти в смерти политолога.
Токтогулов — не единственный блогер, который был вызван на допрос в связи с заявлениями в соцсетях. Так, блогер и гражданский активист Адилет Али Мыктыбек, который под именем Адилет Балтабай делал в Facebook прямые эфиры с различных митингов и акций в Бишкеке, три раза побывал на допросе в Первомайском отделении внутренних дел. Он видит причину этих вызовов в своей оппозиционной деятельности:
− Мне кажется, что такое давление и притеснение происходит из-за моей критики в адрес властей и потому, что я не отказываюсь от своих оппозиционных взглядов. Не проявляй я общественно-политическую активность, они не смогли бы ничего на меня найти. Мои посты и обращения в Facebook они приводят как повод для возбуждения уголовного дела в отношении меня. Но я не согласен с этим.
В отделении внутренних дел Первомайского района города Бишкека пояснили, что Адилета Али Мыктыбека вызвали 30 мая на беседу в рамках расследуемого уголовного дела по статье 278 («Массовые беспорядки»). Но о каких событиях идет речь, в правоохранительных органах не уточнили.
В марте по подозрению в причастности к смерти журналистки Арзыгуль Галымбетовой была задержана автор YouTube-канала «Батма-бат» Батмакан Жолболдуева. На своем канале, на который подписано около 50 тысяч пользователей, автор выкладывала видео, как проводит проверку санитарного состояния столовых и магазинов в Баткенской области, а также о сроках годности товаров. Помимо этого она критиковала работу местных чиновников на своих страницах в социальных сетях.
Среди блогеров, которые вызывались в правоохранительные органы в связи со своими заявлениями в соцсетях, есть и журналист Семетей Талас уулу. Но по какому поводу его приглашали на беседу, он не уточнил.
В марте по подозрению в публичных призывах к насильственному захвату власти был задержан активист и член партии «Бутун Кыргызстан» Мирлан Ураимов, который делал острые заявления и освещал политические акции партии. Позже Бишкекский городской суд пересмотрел меру его пресечения и освободил под подписку о невыезде.
А в 2019 году за решеткой побывал активист и блогер Афтандил Жоробеков. И это неполный список «активничающих» в соцсетях, которые оказались под прицелом силовых структур.
Один из расследующих тему коррупции журналистов-блогеров Ыдырыс Исаков считает, что в регионах необходимо развивать гражданскую публицистику:
− Я не ощущаю каких-либо угроз или давления на себя. Но подкупы и привлечение деньгами будут всегда. Главное – не продаваться. Думаю, что нужно развивать региональную журналистику. Большинство редакций расположены в Бишкеке, поэтому периферии уделяется мало внимания. К примеру, даже в Оше мало региональных корреспондентов. Блогеров и того меньше. А в Баткенской области, можно сказать, почти нет. И пользующиеся такой ситуацией чиновники делают, что хотят. При проведении тендеров, рассмотрении земельных вопросов делают, что хотят. Поэтому нужны независимые журналисты.
Медиаэксперт Азамат Тынаев считает, что необходимо различать гражданских активистов и блогеров:
− Не все, кто пишет посты в Facebook – блогеры. Я знаю лишь трех блогеров, которые сами создают контент — это Ыдырыс Исаков, Майраш Базлакунова и Лена Нечаева. На своих Ютуб-каналах они периодически публикуют различные видео. А других я назвал бы гражданскими активистами. Но блогерство очень нужно нам, так как то, что не могут освещать редакции, рассказывают блогеры. В то же время работа их опасна, так как не все могут адекватно воспринимать критику.
А юрист Клара Сооронкулова обратила внимание на роль блогеров в обществе:
− Блогеры открыто высказывают свои мысли, но власть старается заткнуть их. Хотя это дает обратный эффект. В нашем обществе, где есть свобода слова, нужны те, кто открыто доносит до народа различные мнения.
Между тем некоторые эксперты напоминают об ответственности блогеров за транслируемый контент и высказывают критику в адрес некоторых из них, так как опасаются, что их действия могут повлечь ограничение свободы слова.
«В Кыргызстане есть блогеры, но гражданская журналистика очень слабая. Гражданские журналисты работают с учетом правил, соблюдают баланс мнений сторон. А блогеры берут свои смартфоны, идут туда, где происходит скандал и в прямом эфире показывают все в одностороннем порядке. Сейчас люди не очень хорошего мнения о блогерах. И я далек от того, чтобы называть их гражданскими журналистами», – говорит основатель платформы Prevention media Алмаз Исман.
Между тем международная неправительственная организация Freedom House впервые за последние 11 лет включила Кыргызстан в категорию несвободных стран. В ежегодном отчете «Свобода в мире–2021» указывается, что в прошлом году уровень политических прав и свобод граждан в КР заметно снизился. В опубликованном рейтинге показатели страны упали на 11 пунктов (39 баллов из 100 в 2020 году, 28 – в 2021-м).
С такими баллами Кыргызстан впервые с 2009 года из категории «частично свободной» страны опустился до «несвободной» наряду с другими четырьмя странами Центральной Азии. А за год потерял баллов больше других среди 195 государств 15 регионов мира.