Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Комментарий ОФ «Институт Медиа Представителя» по решению Бишкекского горсуда о взыскании с газеты «Учур» 3 млн. сомов.

Институт Медиа Представителя выражает глубокую озабоченность в связи с решением Бишкекского городского суда о взыскании с газеты «Учур» в пользу отеля «Жаннат» 3 миллионов сомов, из которых 1 миллион сомов — прямые убытки, а 2 миллиона сомов — моральный вред.

В разбирательстве с газетой «Учур» мы считаем, что были нарушены права данного СМИ по ряду оснований. Так, судом были неверно применены нормы действующего гражданского законодательства при решении о взыскании с ответчика морального вреда отеля «Жаннат». Понятие морального вреда данного в статье 16 ГК Кыргызской Республики толкуется как «причиненные физические или нравственные страдания гражданину», то есть физическому лицу.

Однако юридическое лицо не имеет физической плоти и, соответственно, душу, и не может испытывать каких-либо страданий физиологического характера. В данном случае истец мог требовать возмещения убытков согласно ст.14 ГК Кыргызской Республики, что он и сделал, потребовав возмещения на сумму (939 960 сомов), но при этом не доказал, что между опубликованной статьей и наступившими последствиями имелась причинная связь. Если таковая связь была, то истец, скорее всего, предоставил бы соответствующее доказательство, например, письмо-ответ.

Также суд в описательно-мотивировочной части решения посчитал исковые требования о взыскании морального вреда в сумме 2.000.000 сом подлежащими удовлетворению, сославшись на п.5 ст18 ГК КР.

При этом в Постановлении Пленума Верховного суда КР «О некоторых вопросах судебной практики разрешения споров о защите чести, достоинства и деловой репутации» указано, что «в случае, когда вместе с просьбой о защите чести, достоинства либо деловой репутации гражданина или юридического лица заявлено требование о возмещении убытков и морального вреда, причиненных распространением порочащих сведений, суд разрешает это требование в соответствии с ч.5 ст.18, ст.ст. 14, 16, 1027, 1028 Гражданского кодекса Кыргызской Республики».

Именно вместе. Истец же не требует никакого опровержения сведений, которые на его взгляд не соответствуют действительности и порочат его деловую репутацию. Надо полагать истцу и не нужно восстановление его, якобы, опороченного «доброго имени». Получается, что истец требует миллионы сом за моральный вред, который ему причинен не был.

В добавлении к вышесказанному, мы отмечаем, что в последние годы обвинительные приговоры в отношении СМИ становятся все жестче, а сумма моральных компенсаций, предъявленных к СМИ, — все больше, что отрицательно сказывается на уровне свободы слова в стране.

Так, в 2008 году в судопроизводстве было зафиксировано более 100 судебных процессов в отношении СМИ и журналистов. В прошлом же году по причине больших штрафов к оплате, наложенных на СМИ — по 1 миллиону сомов — были закрыты две независимые газеты «Алиби» и «Де-Факто». Мы считаем, что сегодня ситуация, когда нарушается право на свободу слова и выражения, повторяется и с газетой «Учур».

Источник: www.bpc.kg