В Кыргызстане проводится агитационная кампания кандидатов в президенты. Чаще всего на экранах телевизоров и страницах газет появляется информация о действующем президенте Курманбеке Бакиеве.
В Кыргызстане в эти дни проводится агитационная кампания кандидатов в президенты. Традиционно в этом процессе активно задействованы средства массовой информации. Правозащитники уже заявляют об ограничениях и давлении на оппозицию. Так, аппарат омбудсмена распространил заявление, в котором говорится, что во время визита президента Курманбека Бакиева в Таласскую область многие сторонники другого оппозиционного кандидата, Алмаза Атамбаева, подверглись незаконному задержанию сотрудниками милиции.
Всем кандидатам согласно закону будет бесплатно выделено определенное количество часов эфирного времени на государственном радио и телевидении. Здесь пока каких-либо ограничений не было. На коммерческой основе кандидаты вправе сами выбирать СМИ и определять другие формы политрекламы. Но помимо этого все кандидаты пытаются привлечь внимание журналистов ко всем своим мероприятиям, дабы они тоже были освещены в СМИ. И здесь, безусловно, лидирует действующий президент Курманбек Бакиев.
В информационном пространстве Бакиев доминирует
Специальный мониторинг в период предвыборной кампании в Киргизии начал Институт медиа представителя. Как рассказывает его директор Бегаим Усенова: «Как таковых нарушений мы не зафиксировали, но заметно значительно возросшее количество сообщений о президенте. Газеты, радио, телеканалы просто пестрят сообщениями о Бакиеве. Например, он открывает памятник, принимает участие в открытие фонтанов. Все это может оказать влияние на избирателя».
По словам Бегаим Усеновой, это не является нарушением закона, так как президент не обязан на время предвыборной кампании складывать с себя полномочия. Мониторинг показывает, что от 70 до 90 процентов сообщений в прессе о кандидатах – это все сообщения о Курманбеке Бакиеве.
«Получается так, что в СМИ освещается деятельность президента, но при этом ведь все помнят, что он еще и кандидат. Так что здесь неравные условия для кандидатов», — сказала Бегаим Усенова.
Заметно больше в пользу Курманбека Бакиева и всевозможных плакатов. Институт медиа представителя попытался выяснить, сколько всего агитационных материалов было изготовлено тем или другим кандидатом. По словам Бегаим Усеновой, эту информацию согласились предоставить практически все кандидаты, а вот в штабе Бакиева ответили отказом.
По мнению политолога Александра Князева, в целом доминирующее положение Бакиева в информационном пространстве обусловлено несколькими факторами.
«Наверное, есть определенное давление на СМИ, — говорит Князев, — но я думаю, что во многих СМИ уже работает и внутренний редактор. Учитывая общие политические тенденции, СМИ просто нейтрально освещают предвыборную кампанию, и тогда Бакиев, естественно, будет солировать, он в большей степени является ньюсмейкером и всегда будет в центре».
Какова в Киргизии роль СМИ в период предвыборной гонки?
По мнению директора Института медиа представителя Бегаим Усеновой, предвыборная агитация, вне зависимости от ее форм и методов, в условиях Киргизии едва ли может серьезно повлиять на исход голосования.
«Конечно, хотелось бы, чтобы у нас были интересные предвыборные кампании, была конкуренция, но этого у нас нет. У нас влияет очень много других факторов, главный из которых это административный ресурс», — отмечает Бегаим Усенова.
Политолог Александр Князев считает, что роль средств массовой информации в период предвыборной кампании в Киргизии минимальна. СМИ Князев отводит лишь одну функцию – привлечение избирателей на избирательные участки для того, чтобы выборы оказались состоявшимися.
«Агитация за того или иного кандидата у нас достаточно бессмысленна, поскольку исход выборов уже предопределен. С точки зрения соотношения кандидатов и их возможностей, это скорее пародия на выборы, нежели сами выборы», – заключил Александр Князев.
Автор: Александр Токмаков
Редактор: Михаил Бушуев
Источник: www.dw-world.de