«Проданный в рабство за 50 долларов, я проработал некоторое время на табачной плантации. Когда собрал всю необходимую информацию, то из рабства сбежал. После опубликования материала были созданы правительственная и парламентская комиссия для расследования фактов нарушений. По результатам моей статьи было принято межправительственное соглашение между Казахстаном и Кыргызстаном о защите прав трудовых мигрантов», — рассказал в интервью BPC главный редактор газеты «Московский комсомолец в Кыргызстане» Улугбек Бабакулов.
«Мой опыт журналистских расследований и знания о правах человека помогают мне в работе по сей день. В какой-то мере это позволяет мне делать качественные материалы с правозащитным уклоном», — отметил в начале интервью Улугбек Бабакулов.
Бабакулов рассказал о том, что с детства мечтал пойти по стопам родителей и стать врачом. «В более зрелом возрасте я хотел быть военным. Но не прошел медкомиссию при поступлении в Суворовское училище. После окончания школы подал документы в Петропавловско-Камчатское мореходное училище, потому что мечтал о море. Я поступил на факультет судовождения и мог бы стать штурманом дальнего плавания, но позже понял, что это – не мое. И перевелся на радиомеханика в мореходное училище Сахалина, где проучился год. А в 18 лет меня призвали в армию. Отслужил два года в Казахстане на Байконуре, в военной прокуратуре техником-криминалистом и помощником следователя», — поведал Бабакулов.
После демобилизации Улугбек Бабакулов вернулся в Жалал-Абат, на «отлично» окончил курсы милиции в Оше.
«Так я пошел работать в милицию. Сначала был инспектором ППС в Тогуз-Тороуском РОВД, охранял золоторудный комбинат, потом перевелся в Жалал-Абатский батальон ППС, работал на охране каскада Токтогульских ГЭС, последние месяцы службы работал младшим оперативником в Кочкор-Ате. Годы работы в уголовном розыске дали мне огромный опыт, навыки сотрудничества с агентурной сетью, проведения оперативно-розыскных мероприятий, я узнал, как собирать информацию, то есть все то, что мне впоследствии очень пригодилось в журналистике. В какой-то мере работа журналиста и милиционера схожа, только милиционер нацелен на результат, а журналист – на подачу информации», — подчеркнул Бабакулов.
«Годы моей работы в милиции пришлись на то время, когда мое советское мировоззрение столкнулось с реалиями суверенного Кыргызстана. После развала СССР милиция оказалась предоставлена сама себе», — отметил Бабакулов. Он рассказал, что неоднократно на службе сталкивался с нарушением прав человека и привел в пример такой случай. «Однажды после работы я встретился с приятелем. Мы просидели в кафе до четырех утра. На следующий день моему удивлению не было предела, когда в восемь утра, придя на работу, я увидел его за решеткой. Его обвинили в разбойном нападении. Преступление якобы было совершено в 2 часа ночи. Я старался всем доказать, что не мог он совершить разбой, так как в это время находился со мной в кафе. Мне никто не верил. Позже виновника преступления задержали, а моего приятеля отпустили. Но после всех разбирательств с начальником ПОМ я написал заявление об увольнении, аргументировав это тем, что не хочу служить в такой милиции», — рассказал Улугбек Бабакулов.
Вскоре он устроился в Майлуусуйский батальон, где около года служил старшиной минометной батареи. «Таким образом, форму я носил с 1988 года, с момента поступления в мореходное училище, по 1997 год, когда я уволился из армии», — отметил Бабакулов. После этого Улугбек Бабакулов применил знания техника-криминалиста и открыл небольшой фотосалон в Сузаке. «В это же время я познакомился с жалал-абатскими правозащитниками, и сотрудничал с организацией “Справедливость”. Они многому меня научили», — сказал Бабакулов.
«У меня был фотосалон. Но мне хотелось более активной жизни. Тут я увидел объявление, что в республиканскую газету требуются журналисты. Я написал туда несколько материалов. Позже мне предложили собрать материал для представительства одного иностранного СМИ в Бишкеке о конфликте между мусульманским и баптистским населением на юге. Я сделал большее: взял интервью не только у самих конфликтующих сторон, но и узнал мнение милиции, акимиата. Изданию понравилась информация, и меня пригласили в Бишкек. Это был январь 2000 года, — отметил Бабакулов. — Мы составили список примерных тем, которые можно было осветить на юге республики. После этого я вернулся домой. Мой первый материал, написанный в газетном стиле, был переделан по международным стандартам. Позже я уловил суть и начал работать на это издание. С методами сбора информации я был знаком очень хорошо, меня надо было научить, как излагать эту информацию».
«Помню, как я загорелся желанием провести журналистское расследование. И написал о том, как пограничники на высокогорных заставах отстреливают краснокнижных архаров и козерогов, чтобы прокормиться, так как вынуждены выживать в тяжелых условиях, — рассказал Бабакулов. — Но мой материал настолько сократился после редакторской правки, что мне не захотелось больше этим заниматься. Но вскоре я решил вновь принять участие в журналистском расследовании — на тему эксплуатации пациентов психиатрических больниц. Я достал информацию о положении пациентов не только в специализированных учреждениях юга, но и в Чым-Коргонской больнице, где мне удалось найти трудовую колонию. История получила большую огласку, и я почувствовал себя знаменитым».
«Позже были расследования о ситуации в сфере СМИ, о батраках на казахстанских табачных плантациях. Было решено, что меня “продадут в рабство”, дабы я смог собрать все факты. Проданный в рабство за 50 долларов, я проработал некоторое время на табачной плантации. Когда собрал всю необходимую информацию, то из рабства сбежал. После опубликования материала были созданы правительственная и парламентская комиссия для расследования фактов нарушений. По результатам моей статьи было принято межправительственное соглашение между Казахстаном и Кыргызстаном о защите прав трудовых мигрантов, — отметил Бабакулов. — После этого ко мне подошел чиновник из Белого дома и сказал: “Улугбек, здесь в материале о батраках ты ошибся”. Я говорю: “Где?”. Он показал то место, где написано, что в тяжелом положении в Казахстане оказалось 10 тысяч кыргызских батраков. И говорит: “Не 10 тысяч. На самом деле 50 тысяч!”»
Отвечая на вопрос, как родные реагировали на его участие в рискованных журналистских расследованиях, Улугбек Бабакулов отметил: «Отправляясь на очередное задание редакции, членам своей семьи я не говорил, куда именно еду и зачем, чтобы их не тревожить. В таких ситуациях мне всегда вспоминается мой дедушка-разведчик. По заданию Андропова он ездил в Афганистан, Пакистан, был и в других горячих точках. Обычно перед каждой отправкой он плакал, а нам говорил: “Меня на Черное море отправляют, путевку дают”, и уезжал. Приезжал через два месяца, весь обросший, говорил: “Вот я отдохнул!”»
«Все мои журналистские расследования поднимали широкий общественный резонанс. Я мог не продаваться в рабство, а написать из офиса три статьи и получить столько же. Но сам риск, ощущение того, что я делаю большое дело, и возможность доказать, что я могу сделать то, чего не могут другие, — ради этого я этим занимался. Я сталкивался с недоверием столичных журналистов к коллегам из регионов. И мне всегда хотелось доказать, что журналисты из регионов не хуже, а может быть и лучше. Это было для меня самым сложным, но мне это удалось. Раньше мне всегда казалось, что журналистика не настолько интересна, но я понял, что посредством журналистских расследований можно добиться реальных изменений в обществе», — подчеркнул Улугбек Бабакулов.
«Позже я доказал, что понимаю, как сферу СМИ, так и сферу прав человека, и стал сотрудничать с “Freedom House”. Моя работа заключалась в том, что я создавал информационное поле среди правозащитников, сегодня все они находятся в тесном контакте друг с другом и предают огласке нарушения прав человека. Благодаря этой работе статья «Пытка» была включена в Уголовный кодекс КР», — отметил собеседник BPC.
В 2006 году Улугбек Бабакулов стал председателем правления «Voice of Freedom» и одновременно главным редактором газеты правозащитного толка «Голос свободы». С 2008 года он является главным редактором газеты «Московский комсомолец в Кыргызстане». «Это уже общечеловеческая журналистика, которой мне так не хватало. По сей день я поддерживаю контакт с правозащитниками, международными организациями и госструктурами. Мои знания по правам человека и о законодательстве сегодня очень помогают в работе», — признался Бабакулов.
Рассказывая о своих ближайших планах, Бабакулов отметил, что мечтает издать свою книгу по проведению журналистских расследований. «Зачастую журналистские расследования преподают теоретики, не имеющие практического опыта. Я же хочу преподнести эту информацию, основываясь на реальных ситуациях, с множеством примеров и конкретными рекомендациями. Я уже начал писать и уже опробовал некоторые главы из книги на обучающих тренингах для журналистов. Надеюсь, что эта книга пригодится тем, кто также мечтает заниматься журналистскими расследованиями», — заключил Улугбек Бабакулов.
Источник: www.bpc.kg