«Региональные СМИ не нарушали Кодекс о выборах, так как вообще не освещали предвыборную гонку», — подчеркнул в интервью BPC председатель ОО «Журналисты» Марат Токоев.
Говоря о том, как кыргызстанские СМИ освещали минувшие президентские выборы, Токоев отметил, что информирование о выборах столичными и региональными СМИ заметно разнилось.
«Совместно с Институтом медиа-представителя мы провели мониторинг по освещению предвыборного процесса в СМИ с 18 июня по 23 июля, который показал, что региональные СМИ почти не освещали предвыборный процесс. Они были крайне осторожны при освещении деятельности кандидатов и остерегались даже размещать новости о ходе предвыборной гонки», — сообщил Токоев.
«Мы предполагаем, что это связано с опасениями региональных СМИ о возможных судебных исках в их сторону от ЦИКа и кандидатов. К сожалению, СМИ регионов нашей страны остаются некомпетентными в правовых аспектах своей деятельности, из-за чего они решили придерживаться правила: “если не хотим проблем, то лучше не писать о выборах”», — подчеркнул Токоев.
Он отметил, что в результате этого жители областей почти не получали информацию о выборах из региональных СМИ, и получали сведения только из центральных СМИ, таких как НТРК, ЭлТР, «5 канал», радио «Азаттык», а также из бишкекских печатных СМИ.
«Можно сказать, что кыргызстанские СМИ освещали эти президентские выборы односторонне и предвзято. Политику СМИ определяет не главный редактор, а учредитель газеты. Будет ли он учитывать этические нормы и международные стандарты журналистики – большой вопрос. Как показывает практика, об этом владельцы изданий не думают», — подчеркнул председатель ОО «Журналисты».
Он отметил, что «некоторые издания все же пытались информировать свою аудиторию обо всех кандидатах в равной степени, но этих СМИ на информационном рынке меньшинство». «Большинство СМИ, владельцами которых являются политические фигуры или близкие к политическим кругам лица, освещали предвыборный процесс с определенной точки зрения: “хорошо” о своих и “плохо” — о противниках. Это относится как к оппозиционным, так и к пропрезидентским средствам массовой информации. Говорит это об одном: СМИ в Кыргызстане продолжают оставаться орудием политической борьбы», — подчеркнул Марат Токоев.
Токоев обратил внимание на улучшение качества работы НТРК, при этом добавил, что улучшилась скорее упаковка продукта, чем объективность предоставляемой информации.
«Ни одного судебного процесса по освещению предвыборной гонки не было. Даже ЦИК КР признал работу средств массовой информации по освещению выборного процесса довольно успешной. Опять таки отмечу, что региональные СМИ не нарушали Кодекс о выборах, так как вообще не освещали предвыборную гонку», — сказал Токоев.
О рекламном аспекте выборов Марат Токоев отметил, что некоторым СМИ удалось существенно улучшить свое финансовое положение посредством выборов. По его словам, в основном это касается порядка 10-15 столичных газет и, конечно же, электронных СМИ. «В региональные СМИ шел значительно меньший поток рекламы. Если в них и размещалась реклама, то в основном это были агитматериалы из Центризбиркома. Кандидаты в президенты в региональные СМИ предпочитали не обращаться и работали непосредственно с теми столичными СМИ, которые распространяются на всю республику», — подчеркнул Токоев.
«Опять-таки все определялось финансовыми возможностями кандидатов. Далеко не все активно размещали свои информационные ролики в СМИ. Наибольшее количество роликов размещали кандидат Курманбек Бакиев и Центризбирком», — резюмировал Марат Токоев.
Отвечая на вопросы BPC, Токоев рассказал, что «одной из основных проблем средств массовой информации на этих выборах было получение одинакового объема информации от всех кандидатов».
«Кто-то из кандидатов распространял о себе много информации, кто-то – совсем мало. Эти выборы показали, что далеко не все кандидаты умеют профессионально работать со средствами массовой информации. У каждого из них была по-разному поставлена работа руководителей пресс-служб. Это ограничивает СМИ в возможности информировать о ходе предвыборной гонки», — сказал Токоев.
«Еще во время последних парламентских выборов журналисты жаловались на плохой доступ к информации о политических партиях. Тогда нередко невозможно было получить какой-то комментарий, и в распоряжении у журналистов была лишь устаревшая информация. Поэтому хотелось бы, чтобы на следующих выборах работа специалистов по связям с общественностью кандидатов и партий была поставлена на более высоком профессиональном уровне», — заключил Марат Токоев.
Председатель ОО «Журналисты» также добавил, что при освещении выборов СМИ следует уделять больше внимания правовому образованию журналистов, что позволит им более качественно выполнять свою работу.
Источник: www.bpc.kg