На сайте «24.kg» в октябре месяце была выставлена информация о том, что Государственным комитетом национальной безопасности на всеобщее обсуждение вынесен законопроект «О защите государственных секретов в КР».
Цель и назначение данного законопроекта нетрудно оценить. Тем более как это было подано. Скорее всего, он преследует две задачи. На первый взгляд, очевидно, что с цензурой (самоцензурой) вопрос решен априори. Журналист может быть привлечен к ответственности, как и любой другой гражданин, если он распространил информацию (государственную, служебную тайну), предоставленную ему для ознакомления в установленном законом порядке, при наличии специального разрешения, с условием ее неразглашения, Если он обнаруживает государственную тайну случайно либо в непредусмотренном законом порядке, к ответственности привлекается не журналист, а лицо, передавшее либо ознакомившее журналиста с данной информацией, т.е. лицо, которому государственная тайна была доверена в соответствии с законом. Субъектом преступления по разглашению государственной тайны могут быть лица, которым эти сведения были доверены или стали известны по роду служебной или профессиональной деятельности.
Проблема правильного определения категорий лиц, которые должны или, соответственно, не должны нести ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, чрезвычайно важна. Конечно, до тех пор, пока она не будет решена, ни один журналист или любой другой гражданин, задачей которого является получение и опубликование какой-либо информации в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики, оперативно-розыскной деятельности и во многих других сферах жизни не может чувствовать себя спокойно. Собранные и распространенные им сведения с большой степенью вероятности могут оказаться секретными. Вопрос о том, можно ли привлекать к ответственности за разглашение государственной тайны лиц, не дававших предварительного и добровольного обязательства о неразглашении каких-либо секретных сведений и не ознакомленных с этими сведениями в результате официально оформленной процедуры допуска.
В тех случаях, когда разглашение секретной информации в средстве массовой информации было произведено в результате действий лица, призванного не разглашать эту информацию и по службе обязано сохранять ее в тайне, но это лицо ее разгласило, то к уголовной ответственности должно привлекаться именно это лицо. Журналист в таких случаях лишь воспользовался своим правом на осуществление поиска, запроса, получения и распространения информации.
С другой стороны, существует проблема, когда государственные органы отказывают журналистам в предоставлении информации, ссылаясь на то, что запрашиваемые сведения относятся к государственным секретам и именно эта проблема наиболее остро встанет при осуществлении журналистами своих профессиональных обязанностей и не только журналисты. Причем, в большинстве случаев отказы будут необоснованными и незаконными, а запрашиваемые сведения не будут иметь никакого отношения к государственным секретам. Скорее всего, дынный законопроект разработан в альтернативу Закону «О доступе к информации находящейся во введении органов государственной власти и органов местного самоуправления» который по оценкам разных специалистов является прогрессивным, процедурным и очень полезным для общества. Но как оказалось не для государства. В свое время «продавленный» Всемирным Банком закон, власти хотят максимально ослабить, вооружив государственных чиновников законодательными актами ссылаясь на которые можно будет легко отписаться или перенаправить в тот орган, который не отвечает на запросы вовсе.
В статью 20 Закона КР «О доступе…» включены 36 пунктов, когда государственный орган и орган местного самоуправления обязаны ежегодно и доступной форме обнародовать ту или иную информацию. Данный перечень информации фактически пересекается с теми сведениями, составляющими государственные секреты согласно законопроекта «О защите государственных секретов».
В статье 8 действующего Закона «О защите государственных секретов в КР» указано об информации, которая отнесена к госсекретам и порядок ее засекречивания – «Отнесение информации к государственным секретам осуществляется в соответствии с положением о порядке определения и установления степени секретности сведений, содержащихся в работах, документах и изделиях на основании действующих Перечня главнейших сведений, составляющих государственную тайну, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики, и Перечней сведений, подлежащих засекречиванию, утверждаемых руководителями соответствующих министерств, государственных комитетов и административных ведомств.»
См.: постановление Правительства КР от 7 июля 1995 года N 267/9 «Об утверждении Перечня главнейших сведений, составляющих государственную тайну, и Положения о порядке установления степени секретности категорий сведений и определения степени секретности сведений, содержащихся в работах, документах и изделиях». В базе ИЦ «Токтом» указано, что данное постановление Правительства Кыргызской Республики является документом для служебного пользования.