Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Средства массовой информации на постсоветском пространстве могут стать… нетрадиционными.

В ближайшее время, возможно, большинство традиционных СМИ исчезнут. Крест на них, как предполагают многие эксперты стран ближнего зарубежья, грозят поставить экономический кризис и конкуренция со стороны интернет-ресурсов.

Натиск дилетантов?

Будущее существующих СМИ стало одной из главных тем форума европейских и азиатских медиа, прошедшего в Москве. Традиционные средства массовой информации, как полагают многие их представители, стоят на грани гибели. Ее причиной может стать… Интернет и взращенная в нем блогосфера. Последняя становится все более популярной даже среди политиков. Президент России Дмитрий Медведев, к примеру, несколько месяцев назад обзавелся собственным блогом и считает свой опыт полезным.

Дмитрий Медведев полагает, что интернет-дневник позволяет получить объективную и оперативную информацию о событиях в стране и мире. Блог предоставил российскому лидеру, по его же словам, «неплохую возможность почувствовать себя журналистом». Эта фраза стала для многих участников форума знаковой. Дмитрия Медведева тут же приняли в журналистский цех. Не исключено, что в сотрудники СМИ вскоре зачислят и других чиновников. Ведь примеру президента России последовали губернаторы и высокопоставленные чиновники.

В профессиональной журналистской среде, впрочем, на блогеров смотрят не как на коллег. Скорее, с досадой видят в них конкурентов. По мнению руководителей медиа, блоги представляют угрозу не только для существования СМИ, но и для профессии в целом. Прежде всего потому, что, вливаясь в журналистский цех, наводняют его дилетантами. Директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер считает это тревожной тенденцией в современной журналистике.

Традиционные «зомби»

По словам заместителя главного редактора РИА «Новости» Максима Филимонова, происходящее сейчас в секторе СМИ сравнимо с изобретением печатного станка. Журналист постепенно теряет монополию на канал связи между властью и обществом. «Все больше непрофессиональных производителей информации получают доступ к аудитории, — говорит он. — Язык максимально упрощается вплоть до вульгаризации».

Вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов говорит, что традиционные СМИ переживают кризис, поскольку из-за конкуренции со стороны блогеров и бесплатных новостных сервисов сужается аудитория. Это ведет к дальнейшему спаду рекламных поступлений и новой волне сокращения доходов. «Сегодня в России не менее 50 процентов изданий уже не могут существовать без дотаций, благотворительной поддержки или финансирования со стороны политических групп, — говорит Василий Гатов. — Эти СМИ — живые трупы!».

Блогеры, отмечалось на ФЕАМ, не только пренебрегают правилами языка, но и не озабочены юридическими рисками, проверкой фактов, а также этическими нормами. Растущую же их популярность объясняют просто — отсутствием внутренней цензуры, которое в массах принято считать независимостью, и оперативностью, с которой владельцы интернет-дневников реагируют на любые события. Традиционным СМИ подобные возможности и не снились. Но угнаться за блогерами, как выяснилось, они все же пытаются.

Беги, кролик, беги!

Есть еще несколько версий, почему блогерам удалось стать серьезным соперником для традиционных СМИ. Одну из них высказал председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов. «Если журналистика не говорит правду, то она никому и не нужна, — говорит он. — Поэтому растет конкуренция со стороны неформальной журналистики».

Другая версия объясняет все «медийной революцией». Многим людям сегодня проще и быстрее зайти в Интернет через мобильный телефон или любое другое средство, благо подобных возможностей сейчас все больше и больше, чем купить газету. Кроме того, заявил один из участников ФЕАМ, пользователь Глобальной сети сам выбирает, когда и что ему посмотреть или прочитать. Аудитория же традиционных СМИ такой возможности лишена.

«Традиционные СМИ проиграли не Интернету, а потребителю! — в сердцах воскликнул один из участников форума. — Интернет — не новая платформа для информации, а новая реальность… Вершиной эволюции СМИ стали не телевидение и газеты, а социальные сети!».

Традиционные СМИ пытаются отстоять рынок. Одним из способов явились попытки догнать блогосферу в оперативности. Но в результате пострадало качество контента. Что опять-таки вынуждает потребителя искать ту же информацию в других источниках или обращаться к блогосфере, где она появляется раньше.

Качеством по количеству

«Несмотря на то, что происходит ухудшение качества текстов в журналистике, выдержать конкуренцию с новыми СМИ невозможно иначе как повышением качества продукта, а это достижимо только через тщательное изучение потребностей аудитории», — убежден Максим Филимонов. Он призвал традиционные средства информации проводить более агрессивную политику и шире использовать мультимедийные технологии. Информационные агентства, по его словам, сегодня все чаще обращаются к работе с мобильным контентом. А через несколько лет, как он полагает, это будет одним из основных способов доставки информации читающим.

«Современные СМИ не должны идти на поводу у социальных сетей и других непрофессиональных средств информации, — заявил на форуме министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев. — Современные технологии позволяют создать квазиСМИ либо просто источники информации. Но в погоне за пользователем сами журналисты начинают снижать планку требований производимого ими контента. А новости должны быть достоверными и качественными. С нашей точки зрения, шанс выжить у СМИ — это все-таки не опускать планку, а давать качественную, проверенную информацию».

Российский эксперт, директор Института политических исследований, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Марков полагает, что будущее за СМИ, которые займутся реализацией социальных проектов. Такие средства массовой информации станут сильными и защищенными.

«Пример — японские газеты, которые являются не только СМИ, но и общественными проектами, — говорит эксперт. — Они проводят круглые столы, инициируют обсуждение важных вопросов. Сегодня наше общество в хаосе и не знает, что делать. Огромная роль СМИ в этих условиях — формирование моделей поведения. Потерял человек работу. Что ему делать? Идти в бизнес? Но не все могут торговать. Идти в суд с заявлением на работодателя? Но это смешно. Права простого человека нарушает большой начальник либо бизнес. У них суд подкуплен… Телеканалы должны создавать не сериалы, а систему ценностей. И так будет обязательно, я говорю как политик».

Не из пугливых

Впрочем, есть и те, кто уверен: угроза со стороны интернет-ресурсов явно преувеличена. Так об этом заявили с трибуны представители некоторых украинских и балтийских СМИ. Главный приводимый ими аргумент — постоянство аудитории авторитетных газет. У их противников, впрочем, есть иное мнение: вера в силу бренда изданий ошибочна, поскольку его влияние преувеличено.

Однако, полагает редактор журнала «Стратегия и практика издательского бизнеса» Алексей Панкин, не так страшен черт, как его малюют. По его словам, люди, согласно исследованиям, будут покупать бумажные газеты и в 2020 году.

Впрочем, большая часть представителей медиа, принимавших участие в ФЕАМ, заявили, что предполагают использовать в своей работе мультимедийные технологии. Они, как представляется многим, позволят традиционным СМИ успешно освоить новые рынки и справиться с натиском интернет-ресурсов. Посторонись, блогер?

Источник: www.24.kg