В Институт Медиа Полиси обратилась гр. Айсулу Анарбекова с просьбой дать консультацию в связи с действиями сотрудников ГКНБ. В своем обращении Анарбекова А. написала, что «является автором и редактором оппозиционного блога в Фейсбуке «На злобу дня kg».
Как сообщила Анарбекова А., в апреле 2020 года из-за ее высказываний в соцсети сотрудники ГКНБ приходили к ее отцу на работу (сама она проживает за рубежом). По ее словам сотрудники ГКНБ фактически угрожали увольнением с должности врача в одной из больниц г. Бишкек, в связи с чем она обратилась депутату ЖК Дастану Бекешеву. Депутат, в свою очередь, обратился по данному вопросу в адрес ГКНБ, госорган 15 мая 2020 года направил ответ депутату ЖК КР Бекешову Д.Д. В своем ответе ГКНБ указал, что Анарбекова А. систематически выкладывала в социальной сети посты провокационного характера с негативными комментариями в адрес проводимой политики действующего руководства страны (Жээнбекова от авт.) и деятельности государственных органов в период чрезвычайной ситуации в КР в связи пандемией. Далее в письме указано, что в связи с нахождением Анарбековой А. зарубежом была предпринята попытка профилактического воздействия на Анарбекову А. через ее отца. Прилагая вышеуказанное письмо ГКНБ КР и объяснение в социальной сети Фейсбук по данному поводу, Анарбекова А. попросила дать юридическую консультацию по вышеуказанному вопросу.
Институт Медиа Полиси отмечает, что Конституция КР гарантирует право каждого на свободу мысли, мнения, слова и печати. Вмешательство в это право допустимо, только если ограничение преследует конкретные, прописанные в основном законе, цели: защита национальной безопасности, общественного порядка, общественного здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц.
Критика с обсуждением действий властей по тем или иным проблемам, выражение различными представителями общества недовольства в связи с ситуацией в стране, высказывание вопросов и ожиданий об изменении жизни к лучшему – не что иное, как законное выражение права на свободу слова и мнения каждого в демократическом обществе, коим является Кыргызстан.
Отвечая на вопрос касательно предполагаемых действий сотрудников ГКНБ:
В соответствии с ст.1 Закона КР «Об органах национальной безопасности КР», назначение органов национальной безопасности – предупреждение нанесения ущерба безопасности Кыргызской Республики. Органы национальной безопасности в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства, ведут работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций, а также противоправных посягательств на конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность Кыргызской Республики.
Однако при опубликовании той или иной критики власти общественный порядок не нарушается, равно, как и не подвергается опасности национальная безопасность страны. Критикуя действия власти, человек реализует свое конституционное право на выражение мнения, помогая при этом власти обратить внимание на проблему и предпринять необходимые меры по устранению допущенных ошибок.
Следует напомнить, что согласно Конституции КР никто не может быть подвергнут уголовному наказанию за распространение информации, порочащей или унижающей честь и достоинство личности. Если распространение той или иной информации задело честь и достоинство кого бы то ни было, то законодательством предусмотрен только гражданский порядок судебного разбирательства. В соответствии с Законом КР «О гарантиях деятельности Президента КР» в случае распространения сведений, порочащих честь и достоинство Президента КР, Генеральный прокурор КР обязан от имени Президента обратиться за судебной защитой, с предварительным согласованием суммы морального вреда. Каждый гражданин, в том числе и Президент КР, согласно Конституции КР имеет право на защиту чести и достоинства.
Законодательством предусмотрен перечень информации, распространение которой может повлечь уголовную ответственность:
— публичные призывы к осуществлению террористической деятельности (ст.242 УК КР, подследственно ГКНБ);
— призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами (ч.3 ст.264 УК КР, подследственно ГКНБ и МВД);
— публичные призывы к насильственному захвату или насильственному удержанию власти, а равно к насильственному изменению конституционного строя, пропаганда войны (310 УК КР, подследственно ГКНБ);
— возбуждение расовой, этнической, национальной, религиозной или межрегиональной вражды (розни) (313 УК, подследственно ГКНБ и МВД);
— распространение экстремистских материалов (ст.315 УК КР, подследственно ГКНБ и МВД).
Институт Медиа Полиси отмечает, что в связи с отсутствием в комментариях призывов, влекущих уголовную ответственность, о которых постатейно указано выше, ведение каких-либо мероприятий, в том числе под названием «профилактическое воздействие», было незаконным. Сотрудники правоохранительного органа еще при осмотре материала (поста в социальной сети) могли установить отсутствие признаков преступления или проступка, в связи с чем прекратить какое-либо имеющеюся производство по делу, «оставив заявление без рассмотрения». Так, согласно пункта 14 Временного положения «О Едином реестре преступлений и проступков», где указано, что в случае если информация о преступлении или проступке не содержит признаков, свидетельствующих о совершенном преступлении или проступке, либо она не подтвердилась при проверке, то в течение 24 часов, с момента регистрации в журнале учета информации, принимается решение об оставлении без рассмотрения.
Ведение «профилактических воздействий» через родителей, угроза им увольнением явно выходят за рамки полномочий должностных лиц ГКНБ, являются грубым нарушением прав человека. Данные действия подпадают под признаки уголовных деяний, предусмотренных статьями 320, 321 УК КР (злоупотребление должностным положение, превышение власти). Правовую оценку действиям сотрудников правоохранительного органа должна дать Военная прокуратура Кыргызской Республики. В случае повторных действий предлагаем обратиться в данный орган. Заявление можно подать в электронном виде на сайте: https://www.prokuror.kg/ru/inet_requests/rule.
Такая деятельность правоохранительных органов указывает не только на то, что ресурсы правоохранительных органов были потрачены впустую на заведомо бесперспективное дело, но, что еще хуже, де-факто, целью потраченного сотрудниками ГКНБ внимания и времени являлось устрашение родственников гражданки, законно реализующей свое право на свободу выражения мнения.
Резюме: Сотрудники ГКНБ необоснованно провели мероприятия (выраженные в проведении профилактического воздействия за опубликованные посты с критикой в адрес власти) в отношении гр. Анарбековой А. Юридическую оценку действиям сотрудников правоохранительного органа может дать Военная прокуратура республики.