Накануне Общественный фонд «Институт Медиа Полиси» отметил 15-летие. Все это время специалисты организации не только защищают права журналистов, но и работают над стратегическими вопросами, касающимися развития свободы слова.
За 15 лет фонд провел более 3 тысяч юридических консультаций и реализовал около 200 образовательных проектов в сфере медиа. Кроме того юристы организации приняли участие в 370 судебных процессах, связанных со СМИ.
Директор Интистута Медиа Полиси Бегаим Усенова в интервью «Азаттыку» поделилась своим мнением о состоянии свободы слова в Кыргызстане и рассказала о роли журналистов в развитии государства.
Усенова: К нам обращаются по очень широкому кругу вопросов. Это, например, вопросы, касающееся каких-то запретов или ограничений. Также к нам обращаются журналисты по трудовым вопросам, желающие открыть средство массовой информации. Все что касается законодательства в сфере медиа, регулирования прав журналистов, обязанностей — на все эти темы мы стараемся отвечать.
«Азаттык»: За 15 лет работы вашей организации сменилось несколько президентов страны. При ком из них журналисты больше всего нуждались в вашей защите?
Усенова: Могу привести объединяющий пример, который может обобщить ваш вопрос. Это вопрос о декриминализации клеветы. До 2007 года этот вопрос четырежды ставился в парламенте, но его четырежды не принимали. И только в 2010 году с принятием новой Конституции эта статья была внесена. И с тех пор на протяжении 10 лет свобода слова почти процветала.
В 1990-2000-х годах у нас ограничивали профессиональную деятельность журналистов, запрещая работать, ограничивали их свободу на тот или иной срок. После 2005 года журналистов преследовали, им угрожали, на них нападали, серьезно избивали, были даже случаи убийства. С 2010 года, с принятием новой Конституции, довольно много было возможностей для развития. Мы в своей работе замечали, что иски, которые подавались на миллионы, были всегда со стороны публичных лиц – они считают, что их честь стоит намного дороже, чем честь простого человека. Но удовлетворение исков было справедливым, исходя из того, какие деньги может позволить себе заплатить журналист, СМИ. Однако все это изменилось в 2017 году, когда на тот момент президент Атамбаев подал иски против журналистов, потребовал много миллионов, и иски были удовлетворены. Это серьезно омрачило довольно благоприятную картину, которая складывалась.
С 2018 года журналистов вызывали на допросы, но Конституция не позволяет уголовное преследование. В отсутствие какого-либо законодательства пытались хоть как-то привлечь их к ответственности. Это началось еще в 2016-2017 годах и продолжилось в 2019-2020 годах. Сейчас что будет? У нас есть большой накопленный опыт – при любой власти, при любой форме правления журналисты — это те люди, которые обращают внимание общества и государства на коррупцию, которая не позволяет нашей стране развиваться. А как организация мы защищаем тех журналистов, которых преследуют за то, что они освещают проблемы, которые есть в нашем обществе, которые говорят, кричат, что у нас есть коррупция в госорганах. Мы не изменимся, мы всегда будем стоять на страже свободы слова. А власти меняются и каждый раз пытаются закручивать гайки. Видимо, по-другому они не могут.
«Азаттык»: Что вы можете сказать о правовой грамотности журналистов?
Усенова: В целом базовое понимание о том, что можно , а что нельзя, что хорошо, а что плохо, есть у каждого гражданина. И как люди интеллектуального труда журналисты, конечно, намного лучше подготовлены, они знают, какие права и обязанности у них есть. Но с тем, что мы последние несколько лет переходим в цифровую эпоху, есть моменты, очень много вопросов возникает, на которые нет ответа. Как это регулируется, когда информация передается через WhatsApp, через картинки, через соцсети. Или, например, вопросы удаления информации. Конечно, журналисты читают, узнают, но им очень важны консультации. Мы разговариваем с коллегами со всего мира, мы стараемся идти в ногу со всеми этими дискуссиями. Потому что проблема цифрового времени в том, что ответов готовых пока нет.
«Азаттык»: Сколько в 2020 году было судебных процессов, связанных с журналистами? Над сколькими делами работают юристы вашей организации?
Усенова: В этом году у нас было 20 судебных дел. В основном в Бишкеке, и это самые популярные средства массовой информации. В основном подают в суд публичные лица — чиновники, политики высокопоставленные. Бывают и обычные граждане, но с ними можно прийти к общему соглашению. Ошибки совершают все, но хорошего журналиста отличает то, что он старается как можно тщательнее перепроверять факты для того, чтобы предоставить полноценную, сбалансированную информацию. Но и в этих случаях бывают ошибки, застрахован от них, наверное, только какой-то святой.
Больше адекватных истцов мы видим среди обычных людей. Чиновники и политики же часто хотят, чтобы журналисты перестали их критиковать, и пытаются через иски заткнуть им рты. Такие случаи становятся самыми резонансными. Потом иски ударяют по самим публичным лицам, они привлекают еще больше внимания к себе и своим действиям. Также у нас есть журналисты или средства массовой информации, которых мы консультируем, помогаем им в областях. Либо мы сами выезжаем в регионы, либо помогаем с наймом адвокатов в самих регионах. Мы стараемся помогать всем журналистам, которые обращаются к нам.
В целом мы работаем не только с журналистами, на которых подают в суд. Мы работаем с законодательством, над стратегическими вопросами, чтобы ситуация менялась в целом. Чем свободнее и более ответственной будет журналистика в Кыргызстане, чем будет больше свободы слова, тем будет развитее наша страна.
«Азаттык»: В последние годы было выпущено несколько расследований, раскрывающих коррупцию в Кыргызстане. Стал заметен рост уровня жанра журналистского расследования. Могут ли журналисты-расследователи чувствовать себя в безопасности?
Усенова: С точки зрения безопасности в целом в какие-то значимые моменты для страны журналистам неспокойно. Журналисты освещают «темные» вопросы. Конечно, фигуранты или герои этих журналистских расследований — это обычно не простые люди, они обычно недовольны, что «включили свет», и стали видны их темные дела. Тогда, конечно, разными способами, угрозами, через дискредитацию или просто в случае, когда журналисты назвали все своими именами и обвинили кого-то коррупционных делах, они скажут просто, что это неправда. Сейчас очень серьезная тенденция роста угроз через социальные сети, со стороны онлайн-троллей. Где-то эти кампании проплачены, где-то люди, ведомые какими-то политиками либо какими-то политическими силами, при этом не зная права и обязанности, без обдумывания своих шагов идут на поводу у каких-то политических сил.
В таких случаях очень важно, что политики и публичные лица, сторонники которых ведут себя неподобающим образом, более того превышают границы возможного поведения, нарушая законодательство, тоже несут моральную ответственность за действия своих сторонников. Поэтому они должны осуждать своих сторонников, призывать их к добросовестному, законному правовому поведению. С другой стороны, они сами не должны допускать дискредитации СМИ, критикуя их за то, что они их критикуют. Публичные политики, особенно кандидаты в президенты, должны осознавать важность средств массовой информации в Кыргызстане. СМИ в Кыргызстане — это почти последняя инстанция справедливости. Больше обычным людям идти некуда, чтобы защитить свои права.