Сегодня, 16 декабря, во время форума «Элечекке Келечек», посвященного обсуждению прав женщин, выступила юрист, специалист по конституционному праву Сания Токтогазиева. Она напомнила о нарушениях во время принятия закона о проведении референдума и обсуждения новой редакции Конституции, а также сказала, что нигде в мире не ставили такую формулировку вопроса, потому что она некорректна.
— Мы видим, что идет систематическое нарушение наших прав, в том числе во время обсуждения конституционной реформы.
Хотела бы как представитель юридического сообщества объяснить, почему референдум является незаконным.
Шестой созыв Жогорку Кенеша нелегитимный, срок полномочий депутатов истек 28 декабря. Шестой созыв работает вынужденно, чтобы не было вакуума власти, но не может использовать свои полномочия для принятия фундаментальных решений. Это подтвердила и Венецианская комиссия.
Конституционная палата не прислушалась к позиции Венецианской комиссии и в противовес своим ранее принятым решениям решила, что перенос парламентских выборов возможен, а следовательно, и продление полномочий шестого созыва парламента.
Сейчас юристы должны фиксировать нарушения, потому что рано или поздно беспредел закончится. Представители госорганов должны ответить.
Сейчас идет не внесение поправок, а подмена Конституции. Проект Основного закона не несет характер внесения изменений, а выглядит абсолютно новым документом. Хотя инициатор может только вносить поправки.
Общеизвестный факт — Конституция должна быть незыблемым документом, она не может меняться в интересах правящей группировки.
Таким образом, вместо объединения общества они его разделяют.
Что касается статуса Конституционного совещания, все это делается незаконно. Этот орган создан указом и. о. президента. А по Конституции у него нет полномочий ни созывать КС, ни инициировать конституционную реформу. Но члены Конституционного совещания молчат.
Работа Конституционного совещания не соответствует демократическим принципам. Члены должны были не редактировать спущенный им документ, а создавать новый.
В спешке, с грубейшими нарушениями Жогорку Кенеш принял законопроект о проведении референдума. Формулировка вопроса, который ставится на референдум, противоречит самому закону о референдуме, в соответствии с которым необходимо исключить возможность множественного толкования. По формулировке непонятно, что имеется в виду под парламентской и президентской формами правления, так как их множество. Этот закон будет оспариваться в Конституционной палате.
Давайте обсудим проект Конституции. Какие риски есть, особенно в части прав женщин.
Есть коллизии и противоречия, это сырой документ.
В преамбуле произошли существенные изменения. В новой редакции предлагаются другие понятия и стремления. Например, верховенство нравственных ценностей. Объективные нормы закона подменяются субъективными нормами морали.
Появится государство-каратель, которое будет наказывать тех, кто, по его мнению, не живет в соответствии с нравственными ценностями.
Нет эффективной системы сдержек и противовесов, большая концентрация власти в руках президента. По новой редакции Конституции указ имеет силу конституционного закона, то есть законы принимаются без участия парламента: две ветви власти в одном лице.
Исчезли важные моменты. Норма о том, что в Кыргызстане признается политическое многообразие, норма о социальных программах. Исчезла обязанность государства защищать определенные группы. Скорее всего, не собираются оставлять пропорциональную систему выборов, что не даст возможность увидеть женщин, молодежь и ЛОВЗ во власти, так как не будет системы квот.
Появилось такое понятие, как «идеология», но нет четкой формулировки.
Это приведет к установлению доминирования идеологии с уклоном к традиционализму. Это приведет к нарушениям прав и свобод женщин.
При этом Кыргызстан является участником договора о ликвидации дискриминации женщин.