Действия коменданта Бишкека А.Орозалиева в части отказа выдачи аккредитации журналистам в период чрезвычайного положения не отвечает нормам Конституции КР и Конституционного Закона КР «О чрезвычайном положении» по следующим основаниям:
1.Конституция КР как фундаментальный закон государства устанавливает, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Вводимые ограничения должны быть соразмерными указанным целям». Вместе с тем, Конституция КР запрещает «принятие подзаконных нормативных правовых актов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина» (ст.20). Следовательно, гарантированное Конституцией право на «свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати» (ст.31) может быть ограничено только на основании защиты определенной цели, указанной в конкретном законе, и быть пропорциональными вводимым ограничениям, но никак не единоличным решением комендатуры г.Бишкек.
2.Конституционный Закон КР «О чрезвычайном положении» устанавливает, что во время чрезвычайного положения Кыргызская Республика руководствуется принципами законности, гласности и временности (ст.6). В Указе Президента КР «О введении чрезвычайного положения на территории города Бишкек КР» от 24.03.2020г., определен исчерпывающий перечень полномочий Коменданта г.Бишкек, где отсутствуют положения позволяющие Коменданту препятствовать деятельности СМИ, если они не противоречат законам. Напротив, уделяя особое внимание принципам законности, гласности и важности взаимодействия государственных органов со СМИ во время кризисных ситуаций Закон устанавливает, что комендант местности «устанавливает особый порядок аккредитации журналистов на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и порядок их работы» (п.9 ст.17).
3.Согласно пункта 9 статьи 17 Конституционного закона КР «О чрезвычайном положении» Комендант местности, на которой введено чрезвычайное положение, отвечает за обеспечение безопасности граждан и защиты конституционного строя Кыргызской Республики, применение чрезвычайных мер, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона, в пределах границы территории, где введено чрезвычайное положение, а также в этих целях устанавливает особый порядок аккредитации журналистов на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и порядок их работы. Обращаем внимание, что данную формулировку необходимо рассматривать не только как право Коменданта, но и как обязанность установить порядок аккредитации журналистов, поскольку альтернативы в виде отказа в проведении аккредитации журналистов, Конституционный закон «О чрезвычайном положении» не предусматривает. Соответственно, отказ Коменданта г. Бишкек проводить аккредитацию журналистов не отвечает нормам закона.