Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

«Наши издания сейчас выплачивают налоги, как промышленные предприятия. Но ведь СМИ являются социальным бизнесом», — сказал сегодня в интервью ВРС Марат Токоев, председатель правления ОО «Журналисты».

Марат Токоев отметил, что журналисты нуждаются в постоянном, непрерывном обучении. «Доноры, конечно, проводят обучающие мероприятия для журналистов, но они должны быть постоянными. Конечно то, что СМИ Кыргызстана сегодня держатся на плаву и то, что у нас имеются хорошие журналисты, это результаты того обучения, которое проводилось раньше. Однако обучение должно быть непрерывным. Если его остановить, то пойдет откат назад. Потому что все знают, какие кадры у нас готовят в вузах. Со стороны СМИ много нареканий по поводу тех кадров, что к ним приходят после вузов. Разумеется, есть исключения, но их, к сожалению, мало», — отметил Марат Токоев.

К тому же он добавил, что СМИ Кыргызстана не имеют финансовой возможности отправлять своих корреспондентов куда-либо на обучение. «Хотелось бы, чтобы и СМИ вносили свой вклад в обучение журналистов. Они считают, что это не их обязанность, и этим должны заниматься донорские организации. Если бы СМИ сами помогали обучаться и повышать свой профессионализм журналистам, то, возможно, кадры больше бы ценились. Ведь сейчас в СМИ большая текучесть кадров», — отметил Марат Токоев.

По словам Марата Токоева, журналистам также необходимо обучение по менеджменту и маркетингу. «Сейчас в СМИ пришли молодые кадры, которые более или менее хорошо знают рыночную экономику. Но в то же время не все они обладают знаниями, необходимыми для того, чтобы сделать СМИ более востребованными и успешными», — сказал он.

Марат Токоев также перечислил ряд проблем, с которыми сейчас сталкиваются СМИ Кыргызстана. Одной из первых он отметил проблему слабого интереса рекламодателей к кыргызскоязычным СМИ. По его словам, реклама в основном выпускается на русском языке. «Кыргызскоязычные СМИ распространяются в основном в регионах, а учитывая то, что там уровень жизни низкий, соответственно эти СМИ не особо привлекают рекламодателей. В результате кыргызскоязычным СМИ сложнее встать на ноги, и быть более или менее финансово устойчивыми», — подчеркнул Марат Токоев.

«Журналистов кыргызскоязычных СМИ необходимо обучать использованию новых технологий, в частности, Интернета. Есть около двадцати газет, которые выставляют свои материалы на одном сайте. А свой личный сайт имеют очень мало газет. К тому же они редко обновляются, один раз в неделю, по мере выпуска газеты. Если СМИ решили выйти в интернет-пространство, то нужно работать так, чтобы потребители их информации могли получать новые сведения ежедневно. А некоторые кыргызскоязычные издания мало обращают на это внимания», — отметил Марат Токоев.

Как сказал Марат Токоев, у государства нет достаточных средств, чтобы поддерживать СМИ. «Раньше, когда государство поддерживало областные и районные государственные издания, частные газеты находились в ущемленном положении. Потому что государство оказывало своим изданиям, как финансовую помощь, так и организацию принудительной подписки на газеты. Сейчас нет острой конкуренции между частными и государственными изданиями. Ожидать сейчас, что государство будет выделять большие деньги на поддержку изданий не стоит. Хорошо, если оно сможет содержать хотя бы три издания: «Слово Кыргызстана», «Эркин Тоо» и «Кыргыз туусу. Но СМИ нуждаются в другой поддержке. Хотелось бы, чтобы государство предоставило налоговые льготы СМИ. Потому что наши издания сейчас выплачивают налоги, как промышленные предприятия. Но ведь СМИ являются социальным бизнесом. Было бы хорошо, если бы решился вопрос с налогообложением», — сказал Марат Токоев

На вопрос, насколько беспристрастно СМИ будут освещать выборный процесс, Марат Токоев ответил, что сейчас многие издания являются рупорами определенных политических партий. «Я думаю, что беспристрастности в освещении предвыборного процесса можно ожидать от общественного телеканала, от электронных СМИ и от информационных агентств. Электронные СМИ по сравнению с печатными, находятся в лучшем положении. Трагические события показали, что они старались придерживать нейтральную позицию в освещении конфликта на юге Кыргызстана. Они не допускали в своих программах резких, неэтичных заявлений, которые могли бы привести к разгару конфликта», — заявил Марат Токоев.

В заключение Марат Токоев также рассказал о том, какую поддержку оказывает СМИ ОО «Журналисты». «В настоящее время мы проводим мониторинг нарушения прав журналистов. В сентябре у нас планируется поездка по регионам страны, где мы собираемся встретиться с местными журналистами, чтобы рассмотреть вопрос о возможности создания в регионах профсоюзных организаций», — отметил Марат Токоев.

«Мы также планируем продолжить работу нашего сайта, ИнфоЦентр «Антиреррор». Это единственный сайт, где мы попытались собрать для журналистов все сведения по борьбе с терроризмом и экстремизмом, потому что, как показала практика, многие журналисты плохо разбираются в этой теме и с опаской подходят к ее освещению. Помимо этого, у нас есть ряд мероприятий, направленных на обучение журналистов», — сказал он.

«Также у нас открыт фонд по оказанию помощи журналистам в беде. Мы уже оказали помощь журналистам, пострадавшим при апрельских событиях, теперь мы планируем помочь тем, кто пострадал во время ошских событий», — заключил Марат Токоев.

http://www.bpc.kg/news/11108-06-09-10