В Кыргызстане зафиксированы факты, когда иные СМИ не способствуют проведению обучающих информационных кампаний для избирателей. Об этом на пресс-конференции в агентстве АКИpress 29 сентября сообщили члены Штаба общественного контроля по итогам двухнедельного мониторинга предвыборной ситуации.
В частности, как рассказала член ШОК Татту Мамбеталиева, некоторые телеканалы отказываются транслировать обучающие социальные ролики для избирателей, обосновывая это отсутствием свободного эфирного времени. Однако члены штаба считают, что это связано с коммерческой незаинтересованностью в социальных роликах, так как они «идут по другой цене», нежели политические.
В результате избиратели, видя нарушения, не знают, куда обращаться при нарушениях их прав или если они видят нарушения. К примеру, по словам Т.Мамбеталиевой, на «горячую линию» штаба поступают многочисленные сообщения о фактах подкупа избирателей и членов избирательных комиссий. «Но звонящие не знают, как собрать доказательную базу», — говорит член ШОК.
Избиратели также не знают, как будут распределены места в парламенте. «В Кодексе это, конечно, написано, но простой избиратель не знает, как будут распределяться места в Жогорку Кенеше», — отмечает Мамбеталиева. По этому поводу, как сообщила она, ШОК направил рекомендацию в ЦИК о разъяснении данного вопроса избирателям. Кроме этого, решается вопрос о кабинках для голосования.
Актуальность данного вопроса состоит в том, что открытые кабинки для голосования не смогут в полной мере обеспечить тайну процесса голосования, так как на выборах 10 октября будут бюллетени длинной 70 см, и окружающие смогут посмотреть, за какую партию примерно голосует избиратель.
Также члены данной организации отметили другие нарушения: неравный доступ партий в СМИ, случай хакерской атаки на сайт одной из партий, скрытая реклама партий в новостных сюжетах, наклеивание агитационных плакатов друг на друга.