«У нас общество построено на других принципах, чем в Европе, и введение Закона «О люстрации» обязательно повлечет за собой политическую нестабильность, митинги и акции протеста», — сказал в интервью ВРС Илим Карыпбеков, директор Центра консалтинга и права.
ВРС: Известно, что народное движение «Люстрация» сейчас требует от власти отмены итогов выборов и введения Закона «О люстрации». Как вы считаете, насколько нужен этот закон нашей стране?
Илим Карыпбеков: Любой закон должен иметь четкие определения. У нас в законодательстве такая система права, при которой правоохранительные, судебные, государственные органы и все наши граждане должны строго руководствоваться законом. И в этом законодательстве очень сложно будет идентифицировать и выделить определенную категорию людей. Если Закон «О люстрации» будет применен, то это будет означать, что определенная категория лиц, так называемые акаевцы и бакиевцы, не должны будут занимать должности на государственной службе. Сейчас, если посмотреть, многие занимают эти должности. Поэтому тут должны быть какие-то четкие критерии. Но закон должен быть для всех одинаковым, и, соответственно, его нужно применять ко всем, кто имеет такие признаки. А вот определить, исходя из множества людей во власти, лица, которые работали когда-то на Акаева и Бакиева, и сделать этот закон таким образом, чтобы во власть не попали люди, неугодные тем, кто инициирует Закон «О люстрации», практически невозможно. Я, как юрист, считаю, что придумать какие-то индивидуальные для кого-то критерии невозможно. Нужно понимать, что под люстрацию попадут те люди, которые сегодня занимают очень высокие должности на государственной службе. Но кто тогда будет работать? Ведь под действие закона могут подпасть очень высококвалифицированные специалисты, которые сейчас нужны стране как никогда.
ВРС: Насколько реально введение этого закона в Кыргызстане?
Илим Карыпбеков: Я считаю, что в наших условиях, учитывая произошедшие события и социально-экономическую и политическую ситуацию в стране, этот закон без тяжких последствий для страны применить невозможно, потому что он за собой повлечет, во-первых, то, что многие люди будут стараться как-то обойти этот закон. Он может применяться выборочно, а такие попытки, безусловно, не могут украсить никакую власть, потому что люди это будут видеть однозначно. Во-вторых, отмена выборов в такой тяжелый период практически невозможна. Сейчас, когда страна находится в обессиленном состоянии, когда она экономически и политически издергана, отменять выборы ни в юридическом, ни в политическом плане, ни с точки зрения разума не представляется выгодным ни для одной из сторон.
Но это не означает, что народное движение «Люстрация» следует воспринимать как-то негативно. Их тоже нужно понять, потому что вопрос люстрации возник не просто так. Значит, определенная группа людей хочет принять этот закон. Идея люстрации поднимается теми людьми, кто потерял детей, мужей, отцов и братьев из-за трагических событий.
Поэтому, мне кажется, государственные органы, прежде всего, должны работать с людьми, инициирующими введение Закона «О люстрации», в разъяснительном направлении. Им нужно объяснить, к чему может привести эта инициатива, и каких результатов они могут достигнуть. Во-вторых, деятельность государственных органов по отношению к уголовным делам определенных лиц должна быть абсолютно прозрачной, и государство должно показать, что оно прилагает максимум усилий для того, чтобы привлечь к ответственности виновных людей.
И, в-третьих, я считаю, что государству нужно поддерживать пострадавших людей в материальном и моральном плане.
ВРС: Какие, на ваш взгляд, имеются положительные и отрицательные стороны у Закона «О люстрации»?
Илим Карыпбеков: Такие эксперименты проводились в Восточной Европе. Там применялись методы люстрации, при которых не допускались на государственную службу коммунисты и социалисты. Эти меры в восточно-европейских странах принимались тогда, когда другого выхода у них не было, потому что без этого закона власть могли бы захватить другие силы, которые могли бы коренными образом повернуть развитие страны в обратную сторону. По моим оценкам, такой ситуации в Кыргызстане нет. И поэтому безвыходной ситуации, которую мог бы решить только Закон «О люстрации» я не вижу. И плюсов от его введения в настоящее время я тоже не вижу.
Более того, под этот закон могут подпасть люди, которые на самом деле являются просто специалистами и не являются сторонниками каких-либо политических позиций. Понимаете, политика делается одной или несколькими группами людей. Но только в отношении их этот закон принять невозможно. Под сетку этого закона попадет целая масса людей, которая работала во время акаевского и бакиевского периодов. Но эти люди на самом деле не принимали ключевых решений, а всего лишь выполняли свою работу, как специалисты. И их нельзя в этом случае карать. Это было бы неправильно, на фоне того, что мы и так теряем много специалистов, так как идет их отток из страны, при том, что наши вузы и образовательная система не успевают подготовить квалифицированных специалистов.
ВРС: Какую реакцию может вызвать у общества введение Закона «О люстрации»? Может ли этот закон привести к расколу в обществе?
Илим Карыпбеков: Обязательно будет раскол, потому что следует понимать, что у нас общество не такое, как в Европе. У нас обязательно за какими-то лицами стоят их родственники. У нас общество построено на других принципах, и введение Закона «О люстрации» обязательно повлечет за собой политическую нестабильность, митинги и акции протеста. И это может продолжаться бесконечно.
И самое главное, введением этого закона могут воспользоваться определенные политические группировки, которые остались за бортом выборов и рычагов влияния, потому что они сейчас будут пользоваться всеми путями, чтобы дискредитировать ныне действующую власть. Я уверен, что эта люстрация для кого-то очень выгодна, и какая-то группа людей только и хочет, чтобы этот закон был принят. Я согласен с председателем ЦИКа в том, что никаких веских и правовых оснований для того, чтобы отменять выборы, нет. А Закон «О люстрации» как раз таки к этому может привести.