Избиение журналиста газеты «Коммерсант» Олега Кашина подтверждает тенденцию к насилию в отношении представителей СМИ в России, говорится в заявлениях ОБСЕ и госдепартамента США.
Поддержали обращение к российским властям журналистов, требующих довести расследование до конца, и международные правозащитные организации Amnesty International и Freedom House.
За последние дни в России были также совершены нападения на сотрудника подмосковной газеты «Жуковские вести» Анатолия Адамчука и на главного редактора газеты «Саратовский репортер» Сергея Михайлова. В обоих случаях потерпевшие не исключают, что это связано с их профессиональной деятельностью.
Нажать Эта тема обсуждается на форуме bbcrussian.com
Олег Кашин был жестоко избит в ночь на 6 ноября около своего дома на Пятницкой улице в Москве. Он перенес несколько операций и находится в реанимации в состоянии искусственной комы.
Оперативники изучают материалы с 13 видеокамер, установленных в районе места происшествия
По мнению следователей, мотивом для покушения стали, вероятнее всего, «профессиональная деятельность журналиста и его личная гражданская позиция, которую Кашин высказывал в своем интернет-блоге».
Сейчас оперативники, как заявил замглавы управления уголовного розыска ГУВД Москвы Андрей Храпов, изучают материалы с 13 видеокамер, установленных в районе места происшествия.
По ним и по данным медиков сотрудникам милиции удалось восстановить картину преступления: двое неизвестных в течение полутора минут избивали Кашина «металлическим прутом, или трубой, или куском арматуры», после чего убежали во двор близлежащего переулка, где их также зафиксировали камеры видеонаблюдения.
Храпов добавил, что были опрошены 44 работающих в районе Пятницкой дворника, но ничего существенного они сообщить не смогли, нет новой информации и по личностям нападавших.
Милиция пытается найти таксиста, который подвозил журналиста с Тверской улицы к дому.
В зоне повышенного риска
Во вторник президент России Дмитрий Медведев выразил уверенность, что люди, избившие Олега Кашина, будут найдены.
Если не будут никого находить, какая разница, каким будет наказание — пожизненное лишение свободы или что-то другое. Какая разница преступнику, если он точно знает, что его никто не найдет
Анна Ставицкая,
адвокат Анны Политковской
«У меня складывается впечатление, что это не общеуголовное преступление, судя по почерку: обычно так кошельки не воруют», — заметил Медведев на встрече с журналистам «Российской газеты».
«Я посмотрел публикации, говорят, что не найдут никогда… Найдут. Никаких сомнений нет, — сказал он. — Какие бы силы за этим ни стояли — правые, левые, центристские. Кто бы ни был причастен к этому преступлению — он будет наказан, независимо от его положения, его места в общественной системе координат, независимо от других его заслуг, если таковые есть».
Между тем большинство резонансных нападений и убийств в России так и Нажать остались «недораследованными».
На встрече с журналистами в Горках, транслировавшейся по государственному телеканалу, президент пояснил, почему он уделяет адресное внимание делу об избиении Кашина, рассказав об «общественной значимости труда журналистов».
По его словам, государство обязано заботиться о представителях СМИ, поскольку «журналисты — люди, которые находятся в зоне повышенного риска».
После заявления Медведева сразу несколько политиков выступили с предложением ужесточить наказание за нападение на журналистов.
Так, замруководителя комитета Госдумы по информационной политике, представитель «Единой России» Борис Резник намерен внести в парламент законопроект, приравнивающий журналистов к политическим и общественным деятелям и устанавливающий, что покушение на их жизнь может караться лишением свободы вплоть до пожизненного.
По мнению главы комитета Совета Федерации по социальной политике Валентины Петренко, нужны поправки в Уголовный кодекс, согласно которым преступления в отношении журналистов должны квалифицироваться как покушения на убийства.
Впрочем, правозащитники и юристы считают, что основная проблема состоит не в мягкости наказания, а том, что следственные органы не могут поймать преступников.
«Ужесточение не принесет никакой пользы, если не будут найдены организаторы и заказчики нападения, и дело не будет доведено до суда», — сказал Интерфаксу глава российского центра «Мемориал» Олег Орлов, приводя в пример нераскрытые убийства Анны Политковской и Натальи Эстемировой.
С ним согласна и адвокат Политковской Анна Ставицкая: по ее мнению, для начала необходимо наладить работу российских следователей.
«Если не будут никого находить, какая разница, каким будет наказание — пожизненное лишение свободы или что-то другое. Какая разница преступнику, если он точно знает, что его никто не найдет», — цитирует Ставицкую агентство.
Митинги и пикеты
Олег Кашин специализировался на общественно-политической тематике и успел в своих статьях затронуть интересы многих.
Запустить в Real Player или Windows Media Player
Среди наиболее популярных статей его авторства, опубликованных в «Коммерсанте» за последние два года, — интервью с вице-президентом ЛУКОЙЛа Анатолием Барковым, тексты о подавлении акций защитников Химкинского леса, статья о приговоре случайному свидетелю митинга «Стратегии-31» Сергею Махнаткину, получившему 2,5 года колонии.
Он освещал митинги, акции протеста, «марши несогласных», молодежные политические объединения и деятельность госорганов.
В понедельник стало известно, что московские власти не разрешили оппозиции провести у мэрии протестную акцию «День гнева», участники которой хотели потребовать полноценного расследования нападения на Олега Кашина и активиста движения в защиту Химкинского леса Константина Фетисова.
Фетисова Нажать жестоко избили 4 ноября, он был доставлен в больницу в коме с проломленным черепом. Его состояние остается крайне тяжелым.
Как сообщил агентству Интерфакс один из организаторов «Дня гнева» Сергей Удальцов, в проведении митинга оппозиции отказали, объяснив это тем, что памятник Юрию Долгорукому у мэрии «является историческим и культурным объектом», проведение массовой акции рядом с которым невозможно.
У здания ГУВД российской столицы с субботы проходили одиночные пикеты с требованием найти исполнителей и заказчиков нападения на Кашина. Там же в воскресенье состоялся сбор подписей под открытым письмом к президенту РФ с аналогичными требованиями, подписанным ведущими представителями журналистского сообщества.
В понедельник блогеры в Калининграде, где родился Олег Кашин, также провели одиночный пикет в его поддержку. Собралось около 20 человек.