Известный кинорежиссер Эрнест Абдыжапаров, вернувшийся из поездки в США, рассказал о новых проектах, американской киноиндустрии и встрече с актером Джоном Траволтой.
— Недавно Вы вернулись из Америки с новыми проектами и идеями. Как проходила Ваша поездка? Вы поехали в Америку частным образом?
— Нет. Меня и нескольких других человек наградили путевкой на гала-концерт в Центре знаменитостей в Лос-Анджелесе за то, что во время ошских событий мы оказывали психологическую поддержку, показывали по четырем каналам ролики «Дорога к счастью», я возил на юг свои фильмы. Но в Лос-Анджелес я уже поехал с идеей создания ко-продукции.
В Америке ребята из «Кыргыз клаба» организовали турне с моими фильмами «Влюбленный вор» и «Троллейбус». Было много разных встреч.
В результате я написал там два сценария и, соответственно, появились два конкретных проекта: «Оранжевый блюз» и «Шахрезада из Кукушкина». Третий проект — художественный фильм «Аве Мария» про Марьям бюбю, но его я не успел представить американским продюсерам.
Уже давно существует большой проект, который связан с Иссык-Кулем, Великим Шелковым путем. Этот проект называется «Хранитель сокровищ» по книге нашего земляка Максима Корсакова. Голливудский продюсер Габриэль Гранфилд захотел поставить фильм по этой повести. Они в свое время выходили на Бакиева, и этот проект уже должен был начаться, но случилась революция, и у них все остановилось.
Сейчас они выходят с той же инициативой на Розу Отунбаеву. И когда я был в Америке, они со своим проектом вышли на меня. Это мощный кинопроект на 50 миллионов долларов.
— Это художественный фильм?
— Да. Это блокбастер с продолжением. Про сокровища на Иссык-Куле, вокруг которых задействовано очень много стран.
— Кстати, показывали по телевизору, как российские исследователи спокойно производят на Иссык-Куле какие-то изыскания, находят артефакты на дне Иссык-Куля. Деятельность таких экспедиций как-то регулируется нашим законодательством?
— В данном конкретном случае не знаю. Но Иссык-Куль обязательно должен стать мощной, охраняемой, культурной и биосферной зоной. Любая деятельность в этой зоне обязательно должна регулироваться законодательством.
— Что еще интересного случилось в Америке?
— Произошло случайное знакомство с одним миллионером по имени Марк Голд. Во время разговора выяснилось, что он с 90-х годов инвестирует в проекты в России, связанные с газом, нефтью, со спутниковым телевидением.
Он финансировал ОРТ и РТР на начальных этапах. Он также работает в Калмыкии и в Монголии. Так вот он очень заинтересовался инвестициями в Кыргызстан. В Америке я пригласил его на встречу Розы Отунбаевой с нашими эмигрантами, но, к сожалению, она не приехала. У этого человека очень большие связи в мировой промышленности, во многих отраслях. Он получил мое приглашение и до нового года собирается побывать здесь по поводу инвестиций в промышленность Кыргызстана. В том числе в спутниковое телевидение, которое будет вещать на всю ЦА. К тому времени, как он приедет, я должен наладить какие-то контакты, подготовить почву. Так вот, у него много друзей в Голливуде, и он познакомил меня с двумя продюсерами. Они прочитали «Оранжевый блюз», заявили, что готовы участвовать, но сказали, что никто не вкладывается просто так в чужой проект. Это должны быть взаимные обязательства. И я должен тоже обеспечить финансово какие-то блоки. Поэтому я выставляю сейчас на обсуждение свой проект «Оражевый блюз». В Америке сказали, что на роль главного героя идеально подходит Эштон Катчер. Если мы здесь начнем, то их сторона имеет выходы на всех голливудских звезд. Но только если у нас будут хорошие условия для инвестирования и тогда, когда я найду деньги.
— А в «Хранителе сокровищ» какая у Вас роль?
— Для «Хранителя сокровищ» свой вклад должен сделать Кыргызстан. Может быть, выкупить все права на фильм.
А моя кинокомпания просто будет оказывать услуги. Мы обеспечиваем проживание, пропитание, организацию съемок. Опыт у нас в этом деле большой. Мы работали так и с Германией, и с Францией, и с другими странами. Кстати, Максим Корсаков сейчас открывает сайт « Hollywood dreams», куда можно высылать свои творческие задумки, сценарии, стихи, идеи. Я вошел в патронажный совет этого проекта, мы будем производить отбор и самые лучшие проекты будут переводиться на английский язык для поиска продюсеров.
— А есть риск воровства идей?
— Риск воровства, конечно, велик, но там проблема другая. Кто бы прочитал твой сценарий?
Там продюсерам платят большие деньги, чтобы они уделили время и прочитали твой сценарий.
— Выходит вранье, что на Западе нет идей?
-Вранье, что нет идей, но правда в том, что Запад мельчает. В каком отношении? Сейчас очень большое количество экранизаций. То есть снимаются произведения, уже имеющие успех.
Знаете, когда я ехал в Америку, у меня был очень наивный взгляд, что я приду, расскажу про себя и кто-то мне поможет. А когда я уезжал оттуда, я уже знал, что американцы никогда денег не дадут просто так. Они должны быть убеждены, что получат прибыль и первый вопрос, который они задают : у тебя есть деньги? Для них важно заработать, искусство — на втором плане. Главное — деньги, и для актеров, и для всех. Наши кыргызы, которые там работают, входят постепенно в эту систему. Один из них, проработав там два- три месяца сказал: «Если бы я так всю предыдущую жизнь работал, то давно стал бы миллионером». Один день не выйти на работу — это потеря больших денег. Проживать там — сумасшедшие деньги. Платишь за все. Сорок процентов того, что зарабатываешь сразу уходит на выплаты.
— А это правильно по-вашему?
— Я считаю, что это другая форма рабства.
Человек становится зависимым от своей работы. Это было одной из ужасных правд. Но, если ты становишься гражданином США , то у тебя открываются очень большие перспективы, чтобы зарабатывать большие деньги.
— С кем Вы еще встречались?
— С продюсерами Ричардом Хобби, Стефаном Геккельбери, Родином Нахапетовым. Их помощь заключалась в том, что они мне рисовали, каким образом можно войти в эту среду и все они говорили, что нужно иметь деньги. Или, как сказал Родион Нахапетов, хотя бы сделать вид, что ты богатый.
— И необязательно талантливый?
— О таланте разговор позже. После того, как у тебя есть деньги.
— То есть талантливый, но без денег не пробьется?
— Абсолютно. Нет денег — нет шансов. Таких талантливых там просто море. Все, кто пытается что- то делать, интересные и талантливые. Наши ребята Медет Аманов и Алмаз сейчас делают деньги, чтобы войти в Голливуд. Тема кинематографа все время муссировалась. Сейчас у меня появилось уже много помощников в Америке, которые будут держать связь с тамошними продюсерами. Произошел также контакт с одним американским телевидением, которое покупает азиатские фильмы. Нам сейчас нужно будет создать такую структуру, чтобы собирать фильмы и посылать туда. За это я уже как полуамериканец буду просить деньги (шутка). А на самом деле это очень хорошая возможность продвигать кыргызское кино на американском рынке. Там есть большой контингент, который интересуется хорошими азиатскими фильмами. Когда я уезжал, там по этому ТВ «Кочевник» показывали. Я оставил им «Влюбленный вор» и «Айыл окмоту».
— Кто на вас произвел самое большое впечатление?
— Джон Траволта. Прекрасный человек. Он весь светится. И он следит, чтобы никого не упустить и всем уделить внимание. Он же звезда, все вокруг него, и он каждого принимает выслушивает, фотографируется, дает автографы. Мы с ним познакомились, немного пообщались и второй раз я его видел в гостинице. Мне неудобно было лезть к нему, я сидел в углу. Он со всеми поздоровался. Потом нашел меня, и мы обменялись приветствиями. И так со всеми, с кем он встречается.