С 15 марта по 15 сентября 2017 года Общественным фондом «Центр Медиа Развития» при финансовой поддержке Европейского Союза был проведен мониторинг печатных СМИ на предмет соблюдения норм Этического кодекса журналиста Кыргызстана и законодательства КР, в частности, избирательного законодательства. Мониторингом было охвачено 15 кыргызскоязычных и 10 русскоязычных печатных изданий. Медиаэксперты провели анализ количественных и качественных показателей контента печатных материалов, по результатам которого представляли ежемесячные отчеты. О результатах мониторинга рассказала директор фонда Нургуль Абдыкеримова.
— Нургуль, какие этические и юридические нормы нарушали наши СМИ до начала предвыборной агитации?
— Как показал наш анализ, печатные издания нарушают как нормы Этического кодекса журналиста, так и нормы национального законодательства относительно освещения предвыборного периода. В частности, имеются явные нарушения нормы конституционного закона КР «О выборах президента КР и депутатов ЖК КР», а именно статьи 23 «Сроки проведения предвыборной агитации». Дело в том, что проведение предвыборной агитации начинается после окончания сроков регистрации кандидатов на должность президента, т.е. с 10 сентября 2017 года, и завершается за 24 часа до начала голосования, т.е. в 08.00 утра 14 октября 2017 года. Однако все печатные СМИ уже весной начали информационную кампанию с упоминанием имен всех возможных претендентов на пост президента.
— Упоминание возможных кандидатов уже является нарушением, или были еще какие-то признаки?
— К сожалению, большую часть опубликованных статей в печатных СМИ можно расценивать как манипуляцию, политическую рекламу, скрытую агитацию, призыв голосовать за того или иного кандидата в президенты. По Положению о порядке проведения предвыборной агитации при проведении выборов президента КР, в ч. 2.3 п. 2 предусмотрены признаки предвыборной агитации, а именно:
— призывы голосовать за отдельного кандидата или против него;
— выражение предпочтения отдельного кандидата;
— описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;
— распространение информации о деятельности или исполнении им своих служебных (должностных) обязанностей.
Эти признаки присутствуют почти во всех печатных СМИ, что является нарушением выборного законодательства.
— А как они должны были освещать события или факты, связанные с кандидатами?
— В ч. 4.7 п. 4 Положения о порядке проведения предвыборной агитации при проведении выборов президента КР предусмотрено, что при информировании средствами массовой информации и интернет-изданиями не допускается: систематическая (два или более раза) подача односторонней информации об одном или нескольких кандидатах и замалчивание информации о других кандидатах. Однако и эта норма не соблюдается печатными СМИ.
Также следует отметить, что во многих изданиях имеется тенденция подачи заведомо недостоверной информации о кандидате, которая, естественно, формирует определенное отношение избирателей к ним.
Пункт 3 статьи 22 «Информирование избирателей и проведение предвыборной агитации» конституционного Закона КР «О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР» гласит, что содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенства кандидатов, политических партий, в них не должно отражаться предпочтение какому бы ни было кандидату, политической партии. А также пункт 12 этой же статьи конституционного закона гарантирует равные условия доступа к средствам массовой информации. К сожалению, как показали предварительные результаты мониторинга, печатные издания часто нарушают вышеуказанные нормы закона.
— Мы с этим настолько свыклись, что начали воспринимать уже как норму. А в идеале каким должно быть отношение журналиста к таким процессам, как выборы?
— Например, Этический кодекс журналиста гласит, что журналист должен воздерживаться от создания или участия в создании рекламных материалов. В противном случае он должен сделать все, чтобы рекламные материалы были четко отделены от информационных и аналитических соответствующей рубрикацией или дополнительными указателями (символами), шрифтом и любым иным способом, чтобы коммерческий характер этих материалов сразу стал ясным для читателя, слушателя, зрителя.
Факты, суждения и предположения должны быть четко отделены друг от друга. Точки зрения оппонентов, в том числе тех, кто стал объектом критики журналиста, должны быть представлены сбалансированно.
Задача журналиста — сбор, подготовка и распространение новостей. В его обязанности входит проверять достоверность своих сообщений и предоставление обществу объективной информации. К сожалению, как показал анализ, многими нашими журналистами не выполняется или недостаточно выполняется эта благородная миссия.
— Какие еще нарушения законодательства и этических норм были выявлены в ходе мониторинга?
— Мы сплошь и рядом встречаем материалы, которые носят сугубо негативный характер, состоят из одних предположений и домыслов. При описании кандидатов многими изданиями допускается оскорбительный тон, порой они выходят за рамки приличия и морально-этических норм, содержание некоторых материалов разжигает враждебность и откровенно наносит ущерб чести и достоинству кандидатов. Это касается в первую очередь кыргызскоязычных изданий.
— Понятно, что этическая сторона не соблюдается, если за ней нет каких-либо последствий. А есть конкретные санкции за нарушение норм закона или правил предвыборной агитации?
— Да, законодательство предусматривает наказание для СМИ, нарушивших эти правила. Например, в Кодексе об административной ответственности предусмотрены виды наказания от штрафов до приостановления деятельности.
Нормы Кодекса об административной ответственности КР
Статья 52. Нарушение условий проведения предвыборной агитации. Санкция для СМИ – штраф 50 000 сом., повторно – приостановление деятельности. Статья 53. Распространение заведомо ложных сведений о кандидате. Санкция – штраф от 1000 до 2000 сом.. Статья 54. Проведение агитации в период ее запрещения. Штраф от 1000 до 2000 сом. Статья 55. Изготовление или распространение анонимных агитационных материалов. Штраф от 1000 до 2000 сом. Данная норма действует только в отношении печатных агитационных материалов. |
Беседовал Апас Зарипов
От редакции:
Ежемесячные отчеты по мониторингу печатных СМИ на предмет соблюдения норм законодательства КР и Этического кодекса журналиста КР вы можете найти по следующим ссылкам:
1. http://medialaw.kg/wp-content/uploads/2017/04/Otchet-monitoring_Iyun-.pdf
2. http://medialaw.kg/wp-content/uploads/2017/09/Otchet-monitoring_Iyul-.pdf
http://medialaw.kg/wp-content/uploads/2017/04/Otchet-monitoring_Avgust.pdf