В июне канадское издание Globe and Mailбыло удостоено награды «Расследование года» за серию статей о том, как канадская полиция отказывается расследовать многие случаи сексуального насилия, рассматривая заявления пострадавших как необоснованные. Судьи конкурса Data Journalism Awards 2017 отметили «глубокий анализ данных, с помощью которого журналисты смогли рассказать о недостатках государственной системы».
Вскоре последовала и другая реакция. Премьер-министр Джастин Трюдо написал в пресс-релизе: «Как мы видим из замечательного расследовательского материала, недавно опубликованного в Globe and Mail, наше общество до сих пор не воспринимает сексуальное насилие как серьезную проблему».
Результаты исследования повлияли на решение правительства выделить 100 миллионов долларов на борьбу с гендерным насилием.
Опубликованная в Globe and Mail серия статей – пример прекрасной работы в жанре журналистики данных. Но можно ли назвать эти материалы исключительными или это проявление тенденции по поиску и визуализации цифровых источников? Насколько часто эта форма требует от журналистов владения новыми инструментами и навыками?
Проведенное Google News Lab совместно с PolicyViz исследование посвящено журналистике данных и тому, с какими трудностями сталкиваются работающие в этой области специалисты.
Авторы исследования попытались ответить на три основных вопроса: какое определение журналистике данных дают сами журналисты, какого рода истории создаются с помощью данных и с какими основными трудностями сталкивается журналистика данных.
По словам data-редактора Google News Lab и соавтора исследования Саймона Роджерса, всего десятилетие назад журналистов, работающих с данными, было совсем немного. Сейчас, как показывает исследование, ситуация кардинально изменилась. Вот несколько фактов, приведенных в исследовании:
- 42 процента журналистов регулярно используют методы журналистики данных в своих материалах (два или больше раз в неделю).
- 51 процент всех новостных организаций в США и Европе имеют сотрудника, специализирующегося в журналистике данных, – и эта цифра увеличивается до 60 процентов, если мы говорим о платформах, существующих только в цифровом формате.
- 33 процента журналистов используют данные в материалах, посвященных политике, 28 процентов – в материалах о финансах и 25 процентов – в расследовательских материалах.
- Во Франции 56 процентов редакций имеют в штате специалиста в области журналистики данных, за Францией следуют Германия – 56 процентов и Великобритания – 46 процентов.
Авторы исследования также изучили трудности, с которыми сталкиваются журналисты, работающие с данными. Вот некоторые из них:
- 53 процента опрошенных журналистов думают, что работа с данными требует специальных навыков, для приобретения которых необходимо специальное обучение, – и наука эта довольно сложная.
- Участники опроса также упоминали ограничения по времени на подготовку материала и то, что журналисты, умеющие очищать, обрабатывать и анализировать данные, нуждаются в дополнительном времени на эту работу. Исследование показало, что на работу над большинством историй с использованием данных у журналистов было не больше (а иногда и меньше) одного дня.
- Исследование также показало, что инструменты для визуализации данных не поспевают за инновациями. В результате журналистам приходится придумывать собственные решения: одна пятая принявших в опросе журналистов использует собственные или внутриредакционные инструменты и программы – как для визуализации, так и для очищения данных.
«Несмотря на трудности, журналистика данных в 2017 году популярна более, чем когда-либо в своей истории. Редакции создают невероятные работы, которые помогают объяснить мир вокруг нас», – написал Роджерс в комментариях к публикации исследования.
Среди выдающихся работ в этой области он называет материал Национального общественного радио «Проверка фактов: первые дебаты Трампа и Клинтон«, «Не всегда восток» издания Berliner Morgenpost и упоминавшуюся выше серию материалов Globe and Mail «Необоснованно» (Unfounded).
Исследование было поделено на две фазы: в первой проводилось подробное интервьюирование 56 журналистов из Великобритании, США, Франции и Германии. Вторая часть включала количественный опрос, в котором участвовали более 900 журналистов и редакторов.
Вот еще несколько выводов исследования:
- Роль журналистов изменяется.
- Сейчас журналисты должны уметь включать данные в свои материалы, но умение собирать, анализировать и визуализировать данные до сих пор рассматривается как отдельная профессиональная квалификация.
- Не все редакции обладают достаточными ресурсами, чтобы нанять на работу журналиста или команду журналистов, специализирующихся в области работы с данными.
- Большинство организаций исследует различные методы, позволяющие использовать больше данных в материалах.
На вопрос, что бы он посоветовал новостным организациям, раздумывающим над тем, нужен ли им в штате data-журналист, Роджерс ответил: «Это недорого. Это дает вам возможность рассказывать истории, которые иначе были бы для вас недоступны. И подумайте: хотите ли вы, чтобы ваши конкуренты обладали знаниями и навыками, которыми вы не владеете?».
Ресурсы для обучения в области журналистики данных
Пособие по журналистике данных Джонатана Грея, Лилианы Бунегру и Люси Чамберс может стать хорошей отправной точкой для тех, кто хочет начать обучение или освежить приобретенные ранее знания и навыки.
Наиболее полезные разделы: «Знакомство с работой с данными за три простых шага«, «Использование визуализации данных для поиска историй, стоящих за числами» и «Основные шаги работы с данными«. В пособии вы можете найти примеры из работы BBC, The Guardian, немецкого издания Zeit и других. Пособие доступно онлайн.
Другой удобный ресурс: бесплатный курс, рассчитанный на самостоятельное обучение в удобном для вас темпе, доступный на Learno.net, – «Журналистика данных: первые шаги, навыки и инструменты«. Курс ориентирован на начинающих. Ведут его пять инструкторов, включая Роджерса. Курс рассчитан примерно на шесть часов.
Материал опубликован на ijnet.org