16 декабря 2010 года у кыргызстанского телевизионного «5 канала» сменилось руководство, и 17 декабря журналисты канала объявили забастовку, на канале перестали выходить новости. Один из журналистов канала согласился на условиях анонимности рассказать корреспонденту «Ферганы» подробности происходящего.
«Вчера, в 13:00 гендиректор канала Евгения Бердникова объявила срочную планерку для всех работников канала, в том числе и для технического персонала. На планерку пришли представитель Министерства госимущества, Кубат Талыпов и технический директор «Глобал-медиа». Представитель министерства зачитал нам постановление Министерства госимущества и декрет временного правительства о национализации канала, а также приказ о назначении Талыпова на должность гендиректора ЗАО «5 канал», — рассказывает журналист. — Канал был национализирован еще в июне 2010 года, тогда же нас пересчитали, провели инвентаризацию и пообещали, что будем работать в прежнем составе. Бердникова была поставлена во главе канала в январе 2009 года, то, что произошло вчера, стало для нее таким же шоком, как и для нас. Суть в том, что 100 процентов акций нашего канала принадлежат компании «Глобал-медиа», которая принадлежит ЗАО «25 кадр», которое было национализировано государством. Талыпов, который был директором «25 кадра», своим собственным приказом назначил себя директором «Глобал-медиа» и директором нашего канала. По крайней мере, так это выглядело на бумаге».
В знак протеста против назначения Талыпова журналисты канала остановили выпуски новостей. На «5 канале» показывают фильмы, а во время, отведенное новостям, идет трансляция обращения коллектива канала к президенту, временному правительству, общественности и депутатам с призывом помочь разобраться в ситуации и защитить гендиректора канала.
Отвечая на вопрос о том, почему сотрудники канала не хотят работать с Талыповым, сотрудник канала сказал: «Мы обкатанный, устоявшийся коллектив, мы сработались, и нас устраивает Бердникова в качестве руководителя: она все знает, она начинала рядовым журналистом и прошла всю телевизионную школу, в самое тяжелое время она смогла сохранить и канал, и коллектив. А Талыпов далек от телевидения, он техник».
«Мы не отказываемся от работы, коллектив работает, но сюжеты и новости в эфир не выходят, — продолжает журналист. — Мягко говоря, пока мы притормаживаем деятельность канала. На канале выходит наше обращение и сюжет, в котором мы пытаемся взять комментарии в Министерстве госимущества, но нам отказывают. Пока реакция последовала только от правозащитников, они на нашей стороне и недовольны, что в сфере СМИ происходит подобное. Медиаэксперты поддерживают нашу точку зрения, говорят, что изменяя что-то на телеканале, нужно учитывать мнение творческого коллектива, потому что иначе работа канала прекратится».
В обращении журналистов, которое транслируется по «5 каналу», говорится: «Мы возмущены решением о снятии Евгении [Бердниковой] – человека, который о проблемах и перспективах канала знает лучше всех. Почему никто из тех, кто стоит за этим маневром, не удосужился обсудить этот вопрос с сотрудниками? Видимо, принимая персонал всего лишь за предметы мебели, нас просто поставили перед фактом. И у нас теперь лишь один выбор – либо проглотить эту отвратительную пилюлю, либо уйти с работы. Между тем, судя по откликам телезрителей и экспертов, в настоящее время «5-й» является ведущим телевизионным каналом на пространстве нашей многострадальной республики. И этого удалось достичь именно благодаря работе каждого из нас. Но быть лучшими у нас в стране опасно, незамедлительно появляются охотники до столь лакомой добычи. Эти «подковерные игры», к сожалению, нам до боли знакомы. И как показало и доказывает время, за всеми лозунгами о свободе слова и развитии демократии стоит банальный передел собственности. И в очередной раз наш коллектив наблюдает за этой «мышиной возней» за информационное влияние. И в очередной раз у каждого из нас возникает вопрос — кто следующий?
Но зачем рушить то, что так скрупулезно строилось? Зачем смещать с должностей тех, кто профессионально справляется со своей работой? Откуда уверенность, что новые ставленники также хорошо справятся с этими задачами? Будучи журналистами по призванию, мы не собираемся закрывать на случившееся глаза. Промолчать сейчас — это значит предать человека, друга, профессию».
«Единственное, что нам сказал Талыпов на вчерашней планерки, что пока он ничего менять не будет, — говорит журналист. — Но, ключевое слово «пока». Но вчера вечером, уходя с работы, мы столкнулись с режиссерами НТРК (Национальной телерадиокомпании). Мы даже не знаем, как это расценивать… Коллектив канала считает, что здесь замешана политика. «Ата Мекен» — политический банкрот, и «взятие телевидения» — последний рывок перед президентскими выборами в надежде завоевать медиа-пространство».
Фраза про «Ата-Мекен» возникла не случайно. Считалось, что «5 каналу» благоволит СДПК, а теперь во главе канала встал человек из «Ата Мекен». Журналист, с которым мы разговаривали, отметил: «Они (СДПК) нам обеспечивали моральную поддержку, не прессинговали, а мы в ответ поддерживали временное правительство. После Референдума, когда у нас появилось техническое правительство и было объявлено о парламентских выборах, у телеканала была свободная политика, СДПК не имела к нам никакого отношения. Мы давали их рекламу в предвыборный период, как и все СМИ, за деньги. А теперь министром госкомимущества стал член «Ата Мекен», и они, видимо, поставили своего человека».
Екатерина Иващенко
Международное информационное агентство «Фергана»