За два дня “Пятый канал” успел сменить руководство, раструбить о несправедливости и давлении на СМИ на всю страну, саботировать выход новостей, вернуть назад гендиректора Евгению Бердникову и отпраздновать это шампанским.
А дело было так. Фонд по управлению национализированным имуществом на прошлой неделе издал приказ о досрочном освобождении гендиректора “Пятого канала” Евгении Бердниковой и назначил нового шефа Кубатбека Талыпова, который руководит также ЗАО “Двадцать пятый кадр”. После того как “пришелец” явился в прошлый четверг на телеканал, трудовой коллектив написал обращение на имя президента, членов временного правительства и депутатов парламента с просьбой остановить беспредел и вернуть на место профессионального босса. В пятницу журналисты тоже решили саботировать выход традиционных новостей, заменив их заставкой обращения и сюжетом о Бердниковой. Талыпов тем временем только и твердил о желании залезть в финансовую документацию компании, аргументируя свой напор декретом ВП.
Сотрудники “Пятого канала” были настроены решительно и намеревались до последнего отстаивать возвращение их генерального директора Евгении Бердниковой, которую попросил покинуть пост незнакомый им назначенец. Однако в глазах их с приходом посланца от Мингосимущества чувствовалась растерянность, большого энтузиазма творить из–за редакционного кризиса не наблюдалось. В минувшую пятницу они по привычке отправились освещать парламентские хроники.
Сетку вещания в знак протеста коллектив менять не стал. Однако с четверга вместо новостного блока они каждый час просили руководство страны восстановить справедливость и вернуть им директора, который поднимался с дружной творческой командой по карьерной лестнице с начала работы телеканала. Традиционная и полюбившаяся многим зрителям передача “Утро на Пятом”, которая теперь выходит как развлекательный блок продакшн–студии “Ракета ТВ”, тоже была нетрадиционной. Ведущие в пятницу символично оделись в черное и перестали улыбаться.
Корреспондент Диля Юсупова заявила, что освобождение от должности Бердниковой повлечет за собой уход многих журналистов, а также моральное и интеллектуальное банкротство “Пятого канала”. Ее коллега Айсулуу Текимбаева хотела допытаться у замруководителя Фонда по управлению национализированным имуществом, кто стоит за назначением никому не известного Талыпова, который знаком с профессиональной журналистикой, как балерина с кочегаркой. Допыталась только, что эта инициатива исходила от Мингосимущества. Само руководство министерства общалось только с Талыповым, до коллектива, который пребывает в недоумении, ему не было дела.
Корреспондент Евгений Печурин пребывал в растерянности, как и все его коллеги по микрофону и телекамере. Он сказал, что не знает, что с ним будет завтра. Но говорит: пертурбации всех достали.
Шеф–редактор новостной группы Дмитрий Ложников рассказал в интервью “Вечернему Бишкеку”, что они с апреля ожидали изменения в руководящем составе. Но надеялись, что настолько неожиданно и без согласования с коллективом Мингосимущества этого делать не будет. Он отметил, что пришедший нежданно–негаданно Талыпов занял кабинет Бердниковой, принял кое–какие документы, фактически ничего не объяснил коллективу. Сотрудники “Пятого канала” так до сих пор и не услышали, какие планы у нового директора, собирается ли он менять кадры, политику телеканала. На планерке его об этом спрашивали, но внятно он ничего не сказал. Однако сотрудники возмутились из–за того, что назначили на должность руководителя человека с техническим образованием, который в творческой части совершенно не разбирается.
Вечером тучи над “Пятым каналом” сменились солнцем. Приказ о назначении Талыпова был отозван Мингосимущества. Об этом поведал пресс–секретарь президента Султан Каназаров. Как отметили в Мингосимущества, решение о смене руководства телеканала отложено до выяснения кадровых процедур на национализированных предприятиях. Этот случай стал еще одним подтверждением, что чиновники сначала что–то делают, а потом думают.
Дина МАСЛОВА.
Фото Надежды ХОХЛОВОЙ и предоставлено “Пятым каналом”.
Национализация выходит боком
Марат ТОКОЕВ, руководитель ОО “Журналисты”:
— История со сменой гендиректора “Пятого канала” очень запутанная. Объявленная национализация происходила отнюдь не прозрачно, к самому этому процессу есть много вопросов. По закону частная собственность вообще может быть передана другому лицу только с согласия владельца или решением суда, а мы наблюдали некие декреты, позволяющие это делать в обход закона. Медиаорганизации волнует в первую очередь то, что, если сейчас удастся операция на “Пятерке”, завтра то же самое может произойти с любым частным СМИ в республике.
В случае с информагентством “Кабар”, откуда после назначения нового руководителя одномоментно ушли семеро журналистов, а также с “Пятым” мы ощутили отсутствие профсоюзной организации, которая бы отстаивала права работников СМИ. К руководству страны мы собираемся направить обращение, в котором просим хотя бы прокомментировать их действия в отношении канала. Ведь никто не дал разъяснений сути происходящего. Пока мы не склонны рассматривать действия властей как попытки ущемить свободу слова, ждем комментариев от ответственных лиц.
Коллектив настроили на негатив
Акмат АЛАГУШЕВ, медиапредставитель:
— Сложнее всего сегодня комментировать происходящее — у нас нет никакой информации. Ни один чиновник не желает брать на себя ответственность и разъяснить ситуацию, которая осложняется тем, что “кнопку” национализировали, то есть де–юре она принадлежит государству. Если б на частном канале сменили гендиректора, никто и слова бы не сказал. Но в данном случае власть вмешалась в работу СМИ. Зачем и почему — так никто объяснить и не удосужился. Тот же новоназначенный Талыпов мог бы дать пресс–конференцию, но этого не сделал. Очень интересно, почему к предприятию был приставлен временный управляющий и как он ныне становится гендиректором?
“Пятый канал” имеет большой охват аудитории, мощную службу новостей, потому все медиаорганизации были шокированы действиями руководства страны. Согласно Трудовому кодексу, отстранить начальника предприятия от работы можно, если он совершил что–то неблаговидное или не соответствует занимаемой должности. И как минимум увольняемому сообщают, за что его смещают. Но, насколько нам известно, никто даже не объяснил Евгении Бердниковой мотивов ее снятия с работы. Тут даже отходит на второй план реакция сотрудников канала — сначала нужно разобраться, что же толкнуло чиновников на непопулярный поступок.
Что же касается саботажа выхода новостей, то я считаю: каждый может отстаивать свою точку зрения, как считает нужным. Главное, чтобы это укладывалось в рамки закона и не наносило никому вреда. Мы, как можем, стараемся хоть что–то выяснить, но результатов пока мало. Будем продолжать настаивать на объяснениях со стороны первых лиц страны, тем более что официальное обращение Розе Отунбаевой уже направлено.
Передел и беспредел
Илим КАРЫПБЕКОВ, медиаэксперт:
— Я ознакомился с частью документов ЗАО “Пятый канал” и, как юрист, убежден: все, что происходит вокруг “пятой кнопки” последние 9 месяцев, непрозрачно и непонятно. Коллективу предоставили копию некоего решения руководства ЗАО о смене гендиректора. Вопрос в том, каким образом некий гражданин Эдиль Калмаматов получил в свое распоряжение 100 процентов акций предприятия, которое было национализировано и является собственностью государства. Законность передачи акций — под большим сомнением.
Общественность имеет право знать все нюансы так называемой национализации, что происходит под прикрытием этого термина. На мой взгляд, мы имеем дело с банальным переделом собственности, когда определенные действия совершаются во благо интересов неких лиц. Считаю, что юридическая практика Кыргызстана еще не знает таких ошибок и столь циничного попрания закона, которое происходит сейчас.
В тяжелые для страны времена, когда есть масса насущных нерешенных проблем и необходимо скорейшим образом принимать экстренные меры для сохранения суверенитета, заниматься переделом собственности, — верх неблагоразумия. Это увеличивает напряжение в обществе и усиливает недовольство властью. “Пятый канал” хорошо выполнял задачу государства по отражению информационной политики, имеет профессиональный состав работников. Безусловно, смена руководства негативно скажется на работе “пятой кнопки” и государство больше проиграет от своих действий, нежели приобретет.
Свобода слова — вещь, на которую влияют любые события. То, что сейчас происходит вокруг “Пирамиды” и “Пятого канала”, — показатель, как просто отнять в Кыргызстане частную собственность. В такой ситуации люди, имеющие собственность в сфере СМИ, естественно, будут обеспокоены и введут самоцензуру. То есть ситуация со свободой слова неминуемо ухудшится, что вновь отбросит нас назад.
Андрей ОРЕШКИН, газета «Вечерний Бишкек» (20 декабря 2010)