Трудно уследить за растущим потоком информации о новостной грамотности, фейковых новостях и контенте, искажающем правду в поддержку какой-либо идеи. Этот еженедельный обзор поможет вам не пропустить самое важное и интересное.
新闻软文 или заказ журналистской статьи для продвижения какого-либо продукта или распространения дезинформации. Хотите дискредитировать журналиста? Это будет стоить 55 000 долларов. Хотите получить сто тысяч подписей реальных людей под петицией в Change.org? 6 000 долларов. А китайские статьи в «мягком» стиле для продвижения какого-либо продукта или распространения дезинформации стоят всего 15 долларов. Сотрудники специализирующейся в области компьютерной безопасности компании Trend Micro изучили ситуацию на китайском, русском, арабском/ближневосточном и английском рынках. Их исследование показывает, что «все, включая продвижение в социальных медиа, создание фейковых комментариев и даже влияние на онлайн-голосование, продается по очень разумным ценам». «Неожиданно для себя мы обнаружили, что кампании по распространению фейковых новостей – далеко не всегда результат работы автоматических ботов, ее могут выполнять и реальные люди, использующие крупномасштабные краудсорсинговые программы», – добавляют авторы доклада.
Во впечатляющем детальном исследовании «Машина поддельных новостей: как пропагандисты используют Интернет и манипулируют общественностью» приведены прайс-листы на нескольких языках и конкретные примеры, имеющие отношение к нескольким странам. Ниже вы можете видеть список услуг, взятый с российского форума SMOService, «предлагающего широкий спектр услуг, которые можно получить с большими скидками (до 55 процентов) и в виде «VIP-пакета». Замечательные предложения из этого списка впечатляют: его авторы помогут вам увеличить численность членов групп как за счет пользователей, имеющих реальные аккаунты, так и за счет ботов; поддерживают разнообразные платформы (Telegram, Periscope и MoiMir); отправляют запросы на добавление в друзья; с их помощью вы можете сделать так, чтобы какой-то пост или группа в социальных сетях получили много оценок «не нравится»; они обеспечат популярность видео на сайте YouTube; а также предложат секретные услуги для VIP-пользователей, привязанные к геолокации сервисы и службу поддержки клиентов в режиме 24/7″.
«Сейчас всем должно быть очевидно, что социальные сети оказывают очень большое влияние на реальный мир, – пишут авторы исследования. – Мы больше не можем относиться к ним как к «[неважным] вещам, место которым только в Интернете». Происходящее внутри Facebook, Twitter и других платформ социальных медиа может изменить ход истории для наших народов».
Можем ли мы просто использовать компьютерные программы, чтобы справиться с этой проблемой? (К сожалению, нет.) Конкурс Fake News Challenge, «результат работы более 100 добровольцев и 71 команды, представителей академических и промышленных кругов со всего мира», ставит своей задачей «понять, как технологии создания искусственного интеллекта, в частности машинное обучение и автоматическая обработка естественного языка, могут быть использованы в решении проблемы фейковых новостей» (среди консультантов этого проекта – Алексиос Мантзарлис из Института Пойнтера и Клер Уордл из First Draft News). В первом конкурсе командам-участницам предложили сосредоточиться на поиске решения, включающего оценку относительной перспективы (или позиции) двух фрагментов текста, что «подразумевает оценку того, как два отрывка текста относятся к теме, утверждению или проблеме», решение этой задачи «может быть полезным для создания программ по провеке фактов искусственным интеллектом». Вот информация о победителях этого конкурса. Вот отрывок из статьи Тома Симонайта, опубликованной на сайте Wired:
«Большую часть работы по проверке фактов и отслеживанию фейковых новостей приходится делать вручную, и я надеюсь, что мы сможем это изменить, – говорит Делип Рао, организатор Fake News Challenge и основатель занимающейся созданием систем машинного обучения компании Joostware. – Если вы обнаружите фейковую новость в первые несколько часов [после ее появления в сети], у вас есть шанс предотвратить ее распространение, но через 24 часа это будет уже сложно сделать».
В ближайшие месяцы Fake News Challenge планирует объявить и другие конкурсы. Одна из идей следующего конкурса – дать командам задачу разработать программу, которая сможет считывать наложенный на изображения текст. По словам Рао, после того как Google и Facebook ввели новые правила контроля за распространением фейковых новостей, такой формат (наложения текста на фотографии) начали использовать сайты, распространяющие фейковые новости, – это позволяет им продолжать собирать деньги рекламодателей .
Facebook просит вас задавать свои «трудные вопросы». Facebook «ищет новые возможности более открыто говорить о сложных вопросах», что пока, судя по всему, означает, что пользователи могут отправлять свои ответы на такие вопросы по адресу [email protected]. Представители компании заявили, что займутся изучением ответов на такие вопросы, как «Кто должен определять, что такое фейковые новости и чем они отличаются от спорного политического заявления?» и «Полезны ли социальные медиа для демократии?». С одной стороны, это кажется смешным; с другой стороны, хочется вспомнить предложение сотрудника Института Пойнтера Алексиса Мантзарлиса о том, что одним из способов борьбы с «разделением по партийному признаку в подходе к вопросу о проверке фактов» (например, многие консерваторы не доверяют фактам) может быть «создание считывающих панелей, которые смогут предоставить важные данные», так что, возможно, то, что делает Facebook, – не такая уж плохая идея.
Эта статья была опубликована на сайте Nieman Lab и перепечатывается здесь с разрешения.
Источник: Ijnet