«Скорее всего, и в третий раз у нас будет то же самое, если только гражданское общество и средства массовой информации, осознавая ответственность и важность этого момента, этого промежутка времени, не будут работать на опережение», — сказала в интервью ВРС Бегаим Усенова, директор ОФ «Институт Медиа Полиси».
ВРС: Какие проблемы отечественных СМИ наиболее актуальны на сегодняшний день?
Бегаим Усенова: После апрельских событий наблюдается некий люфт, свободная трасса, на которой журналисты чувствуют себя более-менее свободно. Обычно так бывает, когда власть недостаточно укрепилась. Часто после того, как вертикаль власти становится сильной, политическая воля людей, которые приходят к власти и говорят о свободе слова и о том, что они привержены развитию свободы слова, на деле чаще всего не реализуется. Опыт показывает, что у руководства страны обычно не хватает других ресурсов решения проблем с бедностью, коррупцией и других, кроме как сужать информационное поле. Потому что средства массовой информации, которые говорят об этих проблемах, говорят, что власть не справляется, становятся неугодными, поэтому СМИ легче использовать как инструмент политического влияния. Скорее всего, и в третий раз у нас будет то же самое, если только гражданское общество и средства массовой информации, осознавая ответственность и важность этого момента, этого промежутка времени, не будут работать на опережение.
Проблемы остаются те же: маленький рынок, неравные условия для конкуренции между частными и государственными СМИ, отсутствие медиапрофессионалов — можно по пальцам пересчитать журналистов, которые имеют, авторитет к ним, прислушиваются как власть, так и гражданский сектор. Также мало ресурсов у самих средств массовой информации, как технических, материальных, так и кадровых. Кроме того, остается такая проблема: общество не требует качества, и, соответственно, СМИ его не предоставляют.
ВРС: С каким уровнем свободы слова мы подошли к концу года?
Бегаим Усенова: Сейчас как представителям СМИ, так и представителям гражданского сектора важно создать такой механизм, чтобы противодействовать тому, чтобы СМИ стали инструментом политического влияния. Сегодня большая проблема в том, что свободы стало больше, а получаем ли мы качественную информацию, расследования, аналитику? Те, кто раньше писал какие-то аналитические материалы, пишут и сейчас, а те, кто не писал и говорил, что мешает давление, и не дают писать, — они так и не пишут. Дело не в том, что свободы стало больше или меньше, а в том, что желания писать об острых социальных проблемах как не было, так и нет.
То, что мы видим сегодня, — СМИ стали больше писать, не так бояться. Миклош Харасти, бывший представитель ОБСЕ по свободе слова как-то сказал, что постоянные жалобы на ущемление свободы слова — это не признак того, что СМИ здоровые. Самые сильные, здоровые и жизнеспособные СМИ – это те, которые вынуждают самое плохое правительство уйти в отставку. Действительно, свободы стало больше, но стало ли больше качественных материалов? Нет, не стало.
Пока что нет самого понимания журналисткой миссии. У кыргызстанских журналистов стало меньше самоцензуры, но в то же время самоцензура осталась у журналистов на юге. Стало больше доступа к информации, но опять же в регионах в этом плане все осталось по-прежнему. Отсутствие прозрачности принятия решений руководством страны, например, ситуации с телеканалами 5 канал и «Пирамида», — эта проблема осталась.
ВРС: Какие достижения вы видите у кыргызстанских СМИ на сегодняшний день?
Бегаим Усенова: Достижения есть, но только потому, что власть слабая, а достижения не должны зависеть от того, сильная власть или слабая. СМИ всегда должны одинаково бороться за свои права и свободу.
Многие журналисты остаются верны своим принципам и ценностным ориентациям. Чем больше будет таких журналистов, тем лучше у нас будет ситуация. Ситуация со СМИ не должна меняться в зависимости от того, какая придет власть. Журналисты – это четвертая власть, они всегда должны понимать свою роль, они должны понимать, что в зависимости от того, как они работают, может развиваться ситуация в целом по стране.