Вопреки всем предсказаниям, что люди не захотят платить за новости, которые и без того бесплатно доступны в Интернете, новостные организации, публикующие высококачественные, глубокие журналистские материалы, зарабатывают деньги.
В качестве одного из недавних примеров можно привести Словакию, о которой в Nieman Lab рассказал Роб Шарп. Редакторы популярной национальной газеты узнали, что новостная организация, связанная с коррупционными структурами, хочет купить значительную долю акций их издания.
Предвидя, что это приведет к ограничениям свободы в их работе, редактор Матус Костольный и его команда решили запустить независимое новостное онлайн-издание – Dennik N.
Вот как эту ситуацию описывает Шарп.
Издание получило 1 миллион евро благодаря частным инвестициям и 300 000 евро благодаря увеличению количества подписчиков. Они запустили ежедневно обновляемый веб-сайт в январе 2015 года, а вскоре начали выпускать его печатную версию. Теперь, чуть более двух лет спустя, они входят в пятерку лучших веб-сайтов в Словакии. В стране, где проживает 5,4 млн человек, газета имеет около 23 000 платных подписчиков веб-сайта (больше, чем любое другое цифровое издание) и 110 000 зарегистрированных читателей.
Это только один пример растущей тенденции, когда издания зависят от денег читателей, а не рекламодателей, – это помогает поддерживать журналистику, независимую от политического и финансового влияния. В опубликованной Nieman статье упоминается аналогичная история успешного независимого новостного стартапа из Чехии.
Независимые новостные онлайн-издания появляются во всем мире
В недавней статье «Социальный капитал для спасения четвертого сословия» и в публикации в блоге я привел восемь примеров таких медиаорганизаций, включая французский ресурс Mediapart, голландский De Correspondent и испанский eldiario.es.
Независимые цифровые новостные организации появляются на Кубе, где только около четверти населения имеет доступ к Интернету. Специализирующийся на консультациях в области медиа испанский ресурс Prodigioso Volcan недавно опубликовал стратегический бизнес-план (на испанском языке), разработанный для кубинского новостного сайта El Diario de Cuba.
Кубинская новостная организация разрабатывает бизнес-модель, ориентированную как на людей на острове, так и на кубинцев, живущих за рубежом. Ее авторы надеются, что в будущем люди смогут более свободно получать информацию. Рекомендованная командой Volcán модель включает распространение в социальных медиа контента, ориентированного на аудиторию в США, и комбинацию каналов рассылки информации для людей, живущих на острове, – форматы, помогающие избежать цензуры: электронные бюллетени, PDF-файлы, подкасты и флешки USB.
Люди хотят получать независимые новости в Интернете, и да – они готовы платить за это.
Это сообщение первоначально появилось в блоге Джеймса Брейнера News Entrepreneurs и переиздается IJNet с разрешения.
Джеймс Брейнер – один из директоров Школы деловой журналистики в Университете Цинхуа. Он бывший стипендиат Программы международной журналистики Найт (Knight International Journalism Fellow), основатель и руководитель Центра цифровой журналистики в Университете Гвадалахары. Посетите его веб-сайты News Entrepreneurs и Periodismo Emprendedor en Iberoamérica.