Если Вы журналист и сталкиваетесь с правонарушениями в отношении Вас со стороны властей и иных лиц, обращайтесь к нам! Мы Вам поможем!

Мировые медиа столкнулись с новой проблемой: все чаще в печатных изданиях, интернет-СМИ и даже на телевидении выходят ложные новости, изначально основанные на выдуманных фактах (то, что раньше называлось «газетными утками»). Появилось много изданий, которые намеренно придумывают новости, похожие на настоящие, создавая таким образом fake news, фейковые новости. Бывает, что ложная информация проникает на страницы изданий и на телеэкраны по ошибке. А иногда журналисты действительно заблуждаются или плохо выполняют свою работу – не проверяют факты.

Последний громкий скандал случился с американским журналом Rolling Stone. В ноябре 2014 года он опубликовал страшную историю «Изнасилование в кампусе», о жестоком изнасиловании студентки-первокурсницы в общежитии университета Виргинии. Материал наделал много шума и вызвал серьезный отклик в социальных сетях, однако позднее выяснилось, что речь идет об исключительно выдуманной истории. Руководство издания решило провести собственное расследование обстоятельств, связанных с публикацией, и наняло для этого специалистов Колумбийского университета. В итоге 5 апреля Rolling Stone опубликовал результаты своего расследования. Выяснилось, что Rolling Stone допустил грубейшие ошибки на всех стадиях подготовки материала, а журналистка Сабрина Эрдели даже не смогла проверить историю с помощью других источников. Журнал принес извинения, а злополучная статья об изнасиловании была удалена с сайта издания.

Всегда ли журналисты ошибались?

Одним из первых примеров придуманных новостей профессор школы журналистики Колумбийского университета Роберт Лав называет (хоть и в шутку) трактат VIII века, в котором римскому императору Константину Великому были приписаны слова об институте папства. Несмотря на длительную историю информационных подделок и неточностей, выдуманные новости в их современном понимании появились в США в XIX веке. Как писал журналист Уильям Монтгомери Макговерн, в определенный момент «липовыми» новостями были заполнены все воскресные газеты США. В основе таких сообщений зачастую лежал материалы, присланные самими читателями – или, как сказали бы сейчас, user-generated content.

Так, издание Chicago Associated Press прославилось после того, как опубликовало присланное ночью сообщение очевидца об убийстве президента Гувера: за один день выдуманная новость разошлась по всей Америке. В создании подобных новостей особая заслуга принадлежала изданию New York Journal Уильяма Рэндольфа Херста: всемирно известный издатель неоднократно заявлял о релятивистском восприятии правды. К примеру, во взрыве в феврале 1898 года американского корабля в порту Гаваны его издание обвинило испанские власти, несмотря на полное отсутствие любых доказательств.

Другая газета, New York Sun, сделала себе имя на перепечатке выдуманных статей из несуществующего научного издания. В частности, в одном из материалов говорилось об испытании британскими учеными нового телескопа на мысе Доброй Надежды. Автором этого издания был, к примеру, Эдгар Алан По, который в 1844 году опубликовал в газете текст о создании нового воздушного шара, который якобы пересек Атлантический океан за рекордные три дня. Эта новость наделала много шума, но гораздо более серьезного эффекта добилась New York Herald, сообщившая о вымышленном побеге из Нью-Йоркского зоопарка диких зверей. По данным газеты, в Центральном парке от укусов зверей погибло 27 человек, а 200 человек, как сказали бы сегодня, якобы получили ранения различной степени тяжести.

Однако чаще всего выдуманные новости касались маргинальных для США тем, связанных с событиями в Европе. Так, в феврале 1903 года издание Washington Post выпустило даже статью под названием «Папа умер 22 раза за пять лет», в которой собраны самые известные «утки», пришедшие в Америку из-за океана.

Когда ошибки стали критичны для репутации СМИ?

Отношение к фактам в мировой журналистике перевернуло движение макрекеров (muсkrakers), или «копателей грязи», зародившееся в США в самом начале XX века. Это был первый пример журналистских расследований в сегодняшнем понимании. По сути, впервые проверка фактов стала иметь первоначальную ценность. Самый известный пример того времени – цикл из статей Иды Тарбелл по истории компании Standard Oil в журнале McClure’s Magazine. Во многом благодаря этой работе крупнейшая в мире нефтяная компания, созданная Джоном Рокфеллером, оказалась в центре антимонопольного расследования и впоследствии была переформатирована. Это был первый случай, когда журналистика оказала влияние на реальную бизнес-среду. Во многом интерес к таким расследованиям подогревался растущим спросом на информацию со стороны набирающего силу среднего класса, тогда как таблоиды Уильяма Херста были ориентированы на простых рабочих.

Считается, что во многом заслуга в развитии такой журналистики и новом подходе к фактам принадлежит президенту Теодору Рузвельту, который не только сам был журналистом и редактором, но и впервые в Белом доме сделал встречи с прессой регулярными. В частности, именно он произнес знаменитую фразу «Лжец ненамного лучше вора», которая во многом перевернула восприятие журналистики в США, так как до этого журналистика не воспринималась как общественное служение. Примерно в то же время в США появились первые школы журналистики при крупнейших университетах, которые заложили академическую основу для новой профессии, в первую очередь в Университете Миссури и Колумбийском университете.

Прямым продолжением этой линии, заданной «копателями грязи», стал всплеск жанра журналистских расследований в 1960-1970-е годы, самым известным из которых можно считать уотергейтский скандал, раскрученный журналистами Washington Post Бобом Вудвордом и Карлом Бернстейном, вошедший в мировую культуру благодаря фильму «Вся президентская рать» с Робертом Редфордом и Дастином Хоффманом. Но самое главное – это единственный случай, когда журналистское расследование стало причиной отставки лидера мировой сверхдержавы.

Какими были самые фатальные ошибки в истории журналистики?

Со временем серьезные СМИ перестали публиковать непроверенную информацию, однако от проколов никто не застрахован. Чаще всего не соответствующие действительности публикации являются результатом технической ошибки.

Так, в феврале 2015 года агентство France Press по ошибке заявило о гибели главы промышленного гиганта Bouygues Мартена Буига. Как уточнило агентство впоследствии, ошибка произошла из-за того, что мэр деревни, в которой якобы скончался предприниматель, и журналист неправильно поняли друг друга.

Из-за технической ошибки в эфире телеканала CNN во время сюжета о разоблачении личности боевика Исламского государства по прозвищу Джихадист Джон вместо изображения террориста на экране появилсяпортрет президента России Владимира Путина. Ранее тот же телеканал CNN по ошибке сообщил об убийстве президента США Барака Обамы. Корреспондент BuzzFeed Джон Пассантино опубликовал в своем твиттере скриншот экрана с новостной строкой, сообщающей, что Обама был убит морским пехотинцем. Позже стало известно, что сотрудники телеканала перепутали Обаму с Усамой [бен Ладеном], ликвидированным в мае 2011 года.

В свою очередь конкурент CNN, главный республиканский канал США Fox News прославился заявлением о начале зомби-апокалипсиса. Информация о нашествии зомби появилась на сайте Fox News и продержалась на главной странице в течение получаса – она была озаглавлена просто «Weeeeeeeeeeee». Как выяснилось позднее, во время планового технического обслуживания сайта его главная страница была случайно заменена прототипом.

Но бывает, как и в случае с Rolling Stone, что журналисты допускают серьезную ошибку и выдают ненамеренно ложь. Один из самых громких скандалов разгорелся в 1980-х годах, когда выяснилось, что журнал Stern, тогда второе по важности и популярности информационно-аналитическое издание в ФРГ, опубликовал фальшивые дневники Адольфа Гитлера. Позднее бывший заместитель главного редактора Stern Михаэль Зойферт выпустил книгу о том, как эта подделка стала достоянием общественности. В свою очередь издание New York Times отметилось целой серией выдуманных репортажей, которые, как выяснилось, репортер Джейсон Блэр написал, не выходя из собственного дома. Обман открылся после того, как редакторы одной из техасских газет указали руководству The New York Times на то, что Блэр частично скопировал одну из статей, опубликованных в их издании. Внутреннее расследование, проведенное сотрудниками The New York Times, выявило, что ложные сведения и ошибки присутствуют более чем в половине из 73 материалов, которые Блэр написал для газеты.

Иногда для исправления ошибок мировым СМИ требуется несколько лет, даже если речь идет не о самом важном для мировой истории событии. К примеру, в сентябре 2013 года та же The New York Times извинилась за ошибку в статье 1988 года, в которой Марио и Луиджи из серии видеоигр «Марио» названы уборщиками, а не сантехниками.

Как проверяют факты?

В современных медиа для того, чтобы избежать ненамеренных ошибок, используется институт фактчекинга. Эта работа требует общего знания новостной картины мира и умения быстро находить нужную информацию. В авторитетных изданиях фактчекеры не являются техническими специалистами, а их работа считается высокопрофессиональной, в будущем многие из них становятся репортерами или полноценными редакторами. Фактчекинг появился в первой половине XX века и окончательно вырос в отдельную профессию к 1930-м годам в США. Изначально фактчекеры проверяли данные непрофессиональных журналистов, особенно материалы, присланные читателями или сторонними экспертами (тот самый злополучный users generated content), особенно пристально они изучали статистические данные или всевозможные цифры. Однако теперь фактчекеры проверяют также публикации обычных журналистов. Для этого в больших СМИ есть специальные отделы. Согласно исследованию Columbia Journalism Review, больше всего внимания уделяется фактчекингу в немецком журнале Spiegel, где этой работой занимаются 80 сотрудников. Часть из них – технический персонал, работающий с архивом и документами (отдел так и называется – Dokumentation), но большинство заняты исключительно проверкой статей, написанных авторами журнала; среди сотрудников отдела есть профессиональные доктора, специалисты по физике, люди, свободно владеющие китайским, арабским, русским и другими языками – чтобы сличать информацию от иностранных корреспондентов.

По мере развития интернета в Сети появились новые ресурсы, посвященные фактчекингу, однако в основном они занимаются проверкой не журналистских текстов, а политических высказываний. К примеру, FactCheck.org – это некоммерческий проект Университета Пенсильвании, который своей миссией называет рост доверия к словам политиков. В свою очередь аналогичный проект PolitiFact.com, созданный в 2007 году, получил даже престижную Пулитцеровскую премию за свой барометр ошибок в словах политиков. Крупные СМИ пытаются использовать свой опыт в фактчекинге и сделать из него отдельный продукт. Например, учредителем одного из самых популярных проектов, посвященных факчекингу, The Fact Checker, является газета Washington Post.

Когда журналисты врут намеренно?

В какой-то момент собственно fake news стали отдельным сатирическим жанром. Жанровое ожидание в данном случае таково, что читатель заранее уверен в том, что речь идет о выдуманном событии. В результате в 1990-х годах в мире стали появляться издания, специализирующиеся только на фейковых новостях. Одним из первых стал The Onion, который начал свою работу как газета еще в 1988 году. Позднее в мире возникли сотни подобных медиа: некоторые из них специализируются на отдельном регионе, другие – на определенной тематике. К примеру, The Pan-Arabia Enquirer публикует выдуманные новости с Ближнего Востока. В 2013 году это издание запустило популярный слух о том, что на борту Airbus 380 авиакомпании Emirates появятся кальянные комнаты. В другой новости издание иронизировало уже само над собой и привело слова одного из лидеров Исламского государства о том, что работа редакции не стоит даже жизни одного подрывника, и потому оно неинтересно террористам.

Если сатирическая новость оказывается в информационном пространстве вне своего источника, ее вполне могут принять за реальное новостное сообщение. Так разошлась история Faking News о том, что покупатель дезодоранта Axe подал в суд на производителя за то, что не смог привлечь внимание девушки с его помощью. Зачастую раскрутке фейковой новости способствуют социальные сети. Благодаря им стало популярным фейковое сообщение о том, что американский исполнитель Канье Уэст объявил себя «королем поп-музыки» после смерти Майкла Джексона. Изначально новость опубликовало издание ScrapeTV, но его подхватили многие агрегаторы. Позднее Уэсту пришлось даже опровергать эти утверждения. А вот австралийское издание Burdekin Herald прославилось сообщением о том, что в австралийские дома поселят 20 тысяч ядовитых черных мамб для борьбы с жабами.

При всей популярности интернета и социальных сетей новый жанр обязан своей востребованностью прежде всего американскому телевидению. Большой вклад в это дело принадлежит комику Джону Стюарту и его ежедневной программе Daily Show. Как пишет современный исследователь журналистики Джефри Байм, именно Стюарт, работая на грани фейка, смог поднять сатирическую журналистику на совершенно новый качественный уровень. Причем если изначально комик пытался всего лишь «заставить публику смеяться», то после того, как его шоу было названо американской Ассоциацией телекритиков в числе лучших новостных передач, отношение к нему изменилось. В 2004 году нью-йоркское издание Newsday назвало Стюарта самым влиятельным новостным журналистом мира. Более того, сенатор Джон Эдвардс в 2004 году именно в эфире Daily Show объявил о своем участии в президентской гонке.

Помимо Джона Стюарта, во многом в популярности фейковых новостей, как ни странно, виноват Google. В частности, Google News агрегирует такие сообщения с пометкой «сатира», но соблюдается это правило далеко не всегда. Более того, новостные ресурсы могут не сохранять тег при перепечатке. Реакция пользователей, которые принимают выдуманные новости за чистую монету, может стать поводом для создания нового СМИ, – сайт Literally Unbelievable занимается тем, что собирает такие возмущенные отклики в социальных сетях. Во многом раскрутке фейковых сообщений также способствуют твиттер-аккаунты таких ресурсов, как News That Matters, The Scoop Times, The UnReal Times. Часть фейковых ресурсов объединена (всего около 60 сайтов) в агрегаторе фейковых новостей HumorFeed. При этом в интернете есть ресурсы, которые позволяют проверить источник фейковой новости, например Check Please!.

https://republic.ru/posts/50477