Правозащитники обеспокоены нападками властей на граждан, которые критикуют президента и его сторонников в социальных сетях.
Оппозиционные депутаты и правозащитники просят Генеральную прокуратуру дать оценку действиям Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ), руководство которого признало, что ведет наблюдение за некоторыми пользователями социальной сети Фейсбук, оставляющих критические комментарии о президенте Алмазбеке Атамбаеве.
10 января в сеть попал список ГКНБ с именами более чем 40 пользователей, которые, как полагают спецслужбы, являются критиками главы государства.
Эти имена были в письме заместителя руководителя ГКНБ Болота Суюмбаева депутату парламента от президентской социал-демократической партии (СДПК) Ирине Карамушкиной, которая призывает отслеживать негативные комментарии в адрес президента в социальных сетях.
Некоторые пользователи были очень удивлены узнав, что их причислили к активным противникам президента.
Одна из них Савринса Сыргатаева сказала IWPR, что она не имеет ничего против президента, но больше симпатизирует его оппоненту, лидеру партии «Ата-Мекен» Омурбеку Текебаеву.
«Я просмотрела прежние записи, и, оказывается, я ставила лайки на посты об Омурбеке Текебаеве, делилась ими. Может, это стало поводом, я не знаю. Я готова доказать свою невиновность. Если же спецслужбы не смогут доказать мою вину, тогда они должны у меня просить прощения за очернение моего имени», — сказала Сыргатаева, добавив, что ГКНБ пока не вызывал ее на допрос.
Другой пользователь Фейсбука – студент, учащийся в Турции, Тойчубек Акматали уулу, был в недоумении, увидев свое имя в списке кыргызских спецслужб.
«Я о нем ничего не писал. Не говорил ничего плохого о главе КР. Я сам ничего не понимаю. Да, я делился некоторыми новостями в соцсетях. Но не думаю, что это можно считать преступлением», — сказал студент IWPR.
Также появилась информация, что местным подразделением ГКНБ в южной Джалал-Абадской области на допрос были вызваны одиннадцать пользователей, и они были отпущены только после того, как дали устное обещание больше не публиковать никаких отрицательных комментариев в адрес Атамбаева.
После того, как вышеуказанное письмо стало доступно общественности, оппозиционные депутаты призвали к тщательному разбирательству этого инцидента. Они отметили, что спецслужбы должны заниматься обеспечением национальной безопасности, а не слежкой за критиками президента в социальных сетях.
Аида Салянова, депутат Жогорку Кенеша от оппозиционной фракции «Ата-Мекен», на пленарном заседании парламента 12 января заявила, что Госкомитет национальной безопасности этими действиями превысил свои полномочия.
«Спецслужбы вместо того, чтобы противостоять новым угрозам, находят 45 человек, которые критиковали президента, — сказала Салянова. – Усилия, финансы и драгоценное время тратились на эти цели».
«Если мы не поставим этому заслон, завтра гонения начнутся даже на тех, кто просто поставил “лайк”. И тогда ничего не останется от хваленной демократии», — заявила депутат Аида Салянова, обратившись к спикеру парламента с просьбой дать поручение Генеральной прокуратуре проверить действия ГКНБ на нарушение нормы конституции о свободе самовыражения.
Кыргызстан считается наиболее либеральной страной в Центральной Азии по свободе слова. В рейтинге Свободы в интернете, составляемый «Фридом Хауз», республика в 2015 году заняла ведущее 35 место, в то время как соседний Казахстан остался позади на 63 месте.
В рейтинге свободы слова «Репортеров без границ» из 180 стран Кыргызстан занимает 85 место, а его соседи по региону находятся куда ниже: Таджикистан на 150, Казахстан на 160, а Узбекистан почти замыкает список, находясь на 166 месте.
В то же время в последние годы власти Кыргызстана усилили давление на журналистов и правозащитников.
Некоторые активисты и члены оппозиции пожаловались на попытки спецслужб вести слежку за ними.
Азиза Абдирасулова, директор правозащитного центра «Кылым Шамы», заявила, что в конце прошлого года ее разговоры с другими активистами записывались и за ней была слежка.
Сейчас внимание пало также и на социальные сети. В начале января Октябрьский районный суд Бишкека создал прецедент в республике, обязав оппозиционного активиста Мавляна Аскарбекова опубликовать публичное извинение на своей странице в Фейсбуке после критического замечания о депутате президентской фракции СДПК Дастане Бекешеве.
Медиаэксперты настаивают, что социальные сети не должны быть приравнены к СМИ и граждане должны иметь право свободно выражать там свое мнение, а публикации в новостных онлайн ресурсах и так подпадают под местные законы.
Прошлой осенью Генеральная прокуратура начала проверку по факту публикации в Фейсбуке сатирического стиха с отсылкой на президента Атамбаева. Прокуроры заподозрили в строках намеки на разжигание межрегиональной вражды и оскорбление чести и достоинства президента. Но результаты проверки до сих пор неизвестны.
В другом случае, в ноябре прошлого года спецслужбы в Иссык-Кульской области вызвали на допрос пользователя Фейсбука Жоомарта Жамгырчиева из-за того, что он был подписан группу, известная сатирой и коллажами политических персон, в том числе и на президента Атамбаева. Спецслужбами были допрошены также и отец и брат Жамгырчиева; изучено содержание телефона и проведен обыск в его доме. После допроса ГКНБ не стало предъявлять никаких обвинений в адрес Жамгырчиева, но молодой пользователь в интервью Радио Азаттык признался, что после этого он отписался от всех групп и страниц с оттенком на политику и перестал оставлять комментарии политического характера.
Госкомитет нацбезопасности отказывается давать комментарии по этим инцидентам, а официальная реакция Генеральной прокуратуры на действия ГКНБ все еще неизвестна.
В то же время Генпрокуратура, согласно законодательству, обязана защищать честь и достоинство президента. Сторонники Атамбаева говорят, что эти нормы в законах дают возможность спецслужбам мониторить негативную информацию о президенте в социальных сетях. По их утверждению, глава государства, наряду с флагом страны и гербом, является национальным символом, и граждане должны нести ответственность за очернение символа.
Социал-демократ Ирина Карамушкина объясняет, что она не против конструктивной и аргументированной критики в адрес президента.
«Над главой Кыргызстана издеваются, матерят, достается и его семье. Мы говорим, что нельзя насмехаться над гражданами. Президент ведь тоже гражданин. Хорошо, пусть они говорят конструктивную критику. Все остальное можно считать направленным на усугубление ситуации в стране», — сказала Карамушкина, отметив, что этот вопрос назрел давно.
Карамушкина первой подняла тему «очернения» президента в социальных сетях на заседании парламента в октябре 2016 года. Тогда на ее вопрос о том, ведут ли спецслужбы мониторинг негативной информации в адрес президента в социальных сетях, заместитель председателя ГКНБ Рустам Мамасадыков подтвердил, что их специалисты на регулярной основе ведут наблюдение за подобными публикациями в социальных сетях.
Правозащитная организация «Адилет» обратилась к Генеральному прокурору и спикеру парламента проверить законность действий депутата Карамушкиной, которая своими запросами заставила спецслужбы нарушить нормы конституции по обеспечению свободы слова и самовыражения. Организация также попросила парламент рассмотреть действия Карамушкиной на предмет соблюдения депутатской этики.
Однако Карамушкина настаивает на своем: «Еще до этого [моей инициативы] спецслужбы должны быть реагировать на подобные посты. Они открыто работают. В этом случае не было никаких скрытых действий».
Президент Алмазбек Атамбаев известен восприимчивостью на критику в свой адрес со стороны других политиков и журналистов.
В конце прошлого года Атамбаев сам признался, что лично отказал в аккредитации оппозиционному телеканалу «Сентябрь» для участия на его ежегодной пресс-конференции.
Еще ранее, в своем выступлении на Дне матери 21 мая, Атамбаев разразился критикой в адрес известных правозащитниц Азизы Абдирасуловой и Толекан Исмаиловой, которых он назвал «верно отрабатывающими свои зарубежные гранты энпэошницами».
Абдирасулова говорит, что Атамбаев своими нападками сам подает плохой пример.
«Мы же уже привыкли к тому, что президент говорит, что ему вздумается, — рассказывает Абдирасулова. – Разве можно так говорить президенту? Понятно, что он сам показывает пример. Например, кто начал делить: плохой-хороший журналист, плохая-хорошая мать? Атамбаев и начал».
«Я уже при четвертом президенте занимаюсь правозащитной деятельностью и отстаиваю права граждан. Но никогда не было такого открытого гонения, издевательств как при Атамбаеве», — пожаловалась Абдирасулова.