Последние события, связанные с резкой критикой президента Алмазбека Атамбаева в социальных сетях, в частности, в Facebook, говорят о том, что с точки зрения технического регулирования помочь команде президента невозможно. В этом уверена руководитель ОФ «Гражданская инициатива интернет-политики» Татту Мамбеталиева.
Напомним, в Сети появилось письмо за подписью заместителя председателя ГКНБ Болота Суюмбаева. Он сообщил депутату Ирине Карамушкиной, что силами работников нацбезопасности ведется работа по поиску пользователей соцсети Facebook, которые распространяют негативные публикации в отношении главы государства.
Всего ГКНБ выявил 45 подозрительных пользователей Facebook, 11 из них пригласили в ГКНБ. Им сделали строгие предупреждения за критические посты в адрес президента страны Алмазбека Атамбаева. Предупреждения сделаны четырем жителям Сузакского района, Базар-Коргонского (5 человек), Аксыйского (2 человека). По словам этих граждан, они сейчас прекратили писать сообщения в соцсетях.
Мамбеталиева обратила внимание на то, что если человек ставит «дизлайк», значит, ему материал не понравился, но общее распространение в соцсетях все равно идет. Даже если человек ставит «лайк», результат тот же. Эта схема существовала и у той группы лиц, что критиковала действия президента. Там были люди, которые оставляли абсолютно разные мнения. Кому-то нравилось, а кому-то нет. И здесь непонятно, то ли нравилось конкретное высказывание, то ли конкретная публикация.
«С точки зрения нормального и здравомыслящего человека всех, кто высказывал хоть какое-то мнение, нельзя отнести к тем, кто эту группу ведет. Нельзя всех под одну гребенку стричь», — уверена Мамбеталиева.
Второй вопрос, который интересовал эксперта, – на самом ли деле спецслужбы получили IP-адреса всех пользователей этого чата. Ведь тех, кто достоверно создал эту группу, найти не удалось.
Что интересно, ГКНБ, который всегда действует в рамках закона, даже если дело касается экстремистских высказываний, в данном случае явно превысил свои полномочия. Более того, взял на себя обязанности другой госструктуры — вопросами защиты чести главы государства занимается Генеральная прокуратура, но никак не ГКНБ. «Это уже откровенно пахнет авторитаризмом. ГКНБ, не озаботившись получением оценки ситуации ни от Генпрокуратуры, ни от экспертного сообщество, ринулся доказывать свою преданность президенту, что вызвало острую негативную реакцию среди населения.
Также стоит отметить, что подобные действия госструктур подпадают под статью Конституции, которая гарантирует свободу слова и мысли. То, что мы видим сейчас, это откровенное нарушение норм демократии. А Кыргызстан позиционирует себя как демократичное государство», — приводит аргументы эксперт.
Она отмечает, что ежегодно в Кыргызстане несколько раз инициируется вопрос о регулировании контента в интернете. Но ни одна из инициатив никогда не давала успеха, потому что интернет разграничен. В последнее время политики пытаются регулировать интернет другими способами. Например, ранее было несколько судебных прецедентов, когда пытались судить за лайки в материалах экстримистского характера в соцсетях. Это дело тогда увенчалось успехом.
«Сейчас же дошло до цензуры в соцсетях, что наталкивает на воспоминания о Советском Союзе, где за негативное высказывание в адрес правителя можно было заработать большие проблемы. Вопрос лишь в том, останемся ли мы демократической страной или все же перейдем к авторитаризму», — резюмировала Татту Мамбеталиева.